Свежий номер: 2 мая 2024 (4972)

15 ФЕВРАЛЯ

♦ Известный художник-фотограф Виктор Войналович (родился в 1955-м) свою биографию на БАМе начал с Кунермы, потом работал в Северобайкальске, Кичере, Таксимо. Он снимал строительство, людей, природу. Был известен не только на БАМе, его знали читатели «Собеседника», журнала «Советское фото»,  «Комсомольской правды». Как истинный бамовец, Виктор Петрович был удостоен медали «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Его фотографии рассказывали о трудовых буднях строителей,  красотах Дальнего Востока,  рождении поселка Таксимо: от палаток первых строителей и таблички на дереве, первой улицы, первого детсада – до поездов, идущих по БАМу.
Самая яркая страница его творчества  – снимки «золотой» стыковки, когда на разъезде Балбухта встретились бригады Александра Бондаря и Ивана Варшавского, что ознаменовало окончание строительства магистрали.

♦ В 2001 году журнал «Nature» опубликовал первые результаты секвенирования генома человека. Участники международного проекта «Геном человека» подсчитали, сколько генов содержится в клетке человека. Это событие называют историческим, его сравнивают с первым полетом человека в космос. Однако результаты немного неожиданны. Так, ранее полагали, что у человека – около 100 тысяч генов. Но оказалось, что только около 28 тысяч, что ненамного больше генного набора круглого червя или мухи.
16 ФЕВРАЛЯ

♦ Писатель Николай Лесков (родился в 1831-м) начинал трудовую деятельность как работник канцелярии уголовного суда. Литературой увлекся довольно поздно. Его дебют состоялся в 1859 году – в журнале «Отечественные записки» были опубликованы «Очерки о винокуренной промышленности». Свою знаменитую «Леди Макбет Мценского уезда» он написал в 33 года. Вскоре вышли пронзительные повести «Очарованный странник», «Сказ о тульском Левше и стальной блохе», «Тупейный художник». Литературное наследие Лескова велико, главное в нем – проникновение в самую глубину души человека.
Личная жизнь Лескова складывалась драматично. В 22 года он женился на дочери купца, но она, как оказалось, страдала психическим заболеванием и была помещена в больницу.
Николай Семенович был убежденным вегетарианцем. Он пропагандировал эти идеи в России, за что периодически подвергался насмешкам в прессе.
17 ФЕВРАЛЯ

♦ В 1600 году был сожжен Джордано Бруно. Одно из множества выставленных против него обвинений – учение Бруно о бесконечности Вселенной и множестве миров. Он выступил против господствовавшей в его время аристотеле-птолемеевской системы устройства мира, противопоставив ей систему Коперника, которую он расширил. В частности, указал, что звезды – это далекие солнца, что существуют неизвестные небесные тела в пределах нашей Солнечной системы и что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу.