Свежий номер: 25 апреля 2024 (4971)

4  АВГУСТА

♦ Голубоглазая невысокая супруга короля Георга VI и мать нынешней королевы Англии Елизаветы II урожденная Елизавета Анджела Маргарита Боулз-Лайонy (родилась в 1900 году) происходила из знатного шотландского рода, ее предками были Макбет и Дункан, известные нам по шекспировской трагедии.
Ее любили за красиво прожитую жизнь, за пронесенный по жизни образ идеальной супруги, главы государства, за то, что она при всем при этом оставалась единственной открытой для прессы и простых смертных личностью в закрытом королевском семействе. Англичане прозвали ее улыбающейся королевой. Она сама любила повторять: «Смолоду я усвоила три главных правила: чай с молоком благотворно влияет на цвет лица, общение с добрыми людьми – на душу, а муж должен быть таким, с кем можно пить чай с молоком, не беспокоясь за собственную душу!». Она ушла из жизни в 2002 году, немного не дотянув до 102 лет. Умерла «мирно, во сне».
5  АВГУСТА

♦ В 1844 году в Харьковской губернии в семье военного поселенца родился Илья Репин. В 28 лет он потряс публику «Бурлаками на Волге», в 35 – «Запорожцами», в 40 – «Иваном Грозным, убивающим своего сына». Три года, с 1880-го по 1883-й, ушли у Репина на создание картины «Крестный ход в Курской губернии», которую первоначально художник называл «Чудотворной иконой». Для сбора материалов он ездил в Курскую губернию, Киев и Чернигов. Художник Игорь Грабарь считал, что эта картина «окончательно установила за Репиным репутацию первого художника России».

♦ В 1913 году над петербургским Корпусным аэродромом совершил показательный полет самолет «Русский витязь». Сконструировал и пилотировал его 24-летний Игорь Сикорский.
6  АВГУСТА

♦ С первых шагов в науке британский бактериолог Александр Флеминг (родился в 1881-м) был одержим идеей, что все живое располагает защитными механизмами, иначе ни один организм не мог бы существовать: бактерии беспрепятственно вторгались бы в него и убивали. Поиску этих механизмов Флеминг посвятил жизнь.
Как и многим ученым, ему помогли удача и случай. В лаборатории Флеминга его главным врагом была плесень. Никому не приходило в голову использовать эту «грязь» в борьбе с болезнями. Однажды в одной из чашек Флеминг обнаружил плесень, вокруг которой бактерии не размножались. Отделив плесень, он установил, что «бульон, на котором разрослась плесень, приобрел отчетливо выраженную способность подавлять рост микроорганизмов». Так в 1928 году был открыт пенициллин.

♦ 6 августа 1961 года голос Левитана сообщил о новом космическом триумфе СССР – суточном (первом в мире) полете в космос. 6 августа в 9.00 по московскому времени на корабле «Восток-2» 26-летний Герман Титов поднялся на околоземную орбиту и провел на ней 25 часов 11 минут, облетев Землю 17 раз. Он сделал первые фотоснимки Земли, впервые пообедал и поужинал в невесомости, и, главное, сумел поспать в космосе, что было одним из важнейших экспериментов.