Контролировать медицину – дело и врача, и пациента
Свежий номер: 2 мая 2024 (4972)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


На публичных слушаниях в КГМУ сотрудники территориального органа Росздравнадзора по Курской области представили общественности информацию о состоянии и перспективах развития контроля качества и безопасности медицинской деятельности, а также о нарушениях, выявленных при проверках медицинских организаций и аптечной сети области.    
Небезопасные лекарства

По данным ВОЗ, нежелательные лекарственные реакции входят в первую десятку причин, приводящих к смерти пациентов во многих странах мира. На протяжении многих лет эффективность и безопасность лекарственной терапии остается приоритетной в работе службы Росздравнадзора.
Как выяснилось, в Курской области эта работа поставлена не на должном уровне.
– Стыдно! – не скрывая эмоций, обратилась к присутствовавшим в зале главврачам Людмила Илюхина, начальник отдела организации контроля в сфере здравоохранения региональной службы Росздравнадзора. – Мониторинг неблагоприятных реакций на действия лекарственных препаратов в других регионах нашей страны соответствует показателям лучших зарубежных практик. Так, в прошлом году Московская область представила в Росздравнадзор более 5 тысяч извещений о побочных действиях медицинских препаратов, Алтайский край дал 1,6 тысячи извещений, Свердловская область – 1,4 тысячи, Астраханская и Челябинская – более 400, а в Курской области, согласно отчетности, не набралось и трех десятков случаев неблагоприятных реакций на действие лекарственных препаратов. И это, включая извещения, которые давали специалисты территориального органа Росздравнадзора по фактам смерти пациентов, принимавших антибиотики на дому. Ситуация не меняется и по сей день. За неполные семь месяцев 2017 года в базу Росздравнадзора от Курской области внесено всего 22 извещения.
Это не потому, что в регионе используются особо качественные препараты или проживают очень стойкие пациенты, просто медики не отслеживают или скрывают факты осложнений лекарственной терапии. Как отметила Людмила Илюхина, замалчивание медиками нежелательных реакций на действие лекарственных средств, с которыми они сталкиваются в работе, обусловлено недостаточными знаниями о фармаконадзоре, опасениями получить наказание за неправильное лечение, а также недооценкой значимости замалчиваемой информации для здоровья населения. Некоторые специалисты только от проверяющих узнают, что, согласно приказу, являются ответственными за предоставление извещений. В области есть медицинские организации, до сих пор не имеющие персонализированного доступа на портал Росздравнадзора, который должен был быть обеспечен еще в 2008 году. Это касается не только ОБУЗов, но и частных клиник.

Лицензионный контроль

Напомним, что в апреле прошлого года президент РФ Владимир Путин подписал закон об изменениях в системе лицензионного контроля. Ранее лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, а также деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ осуществляли органы исполнительной власти в регионах. Однако в большинстве случаев они делали  эту работу не в полном объеме или неудовлетворительно. С октября 2016 года за региональными властями остались лишь функции, связанные с предоставлением и переоформлением лицензий, а Росздравнадзор взял на себя контроль за работой лицензированных учреждений и может принимать решение о прекращении действия лицензии из-за выявленных нарушений.
Руководитель территориального органа Росздравнадзора по Курской области Наталья Демехина подчеркнула, что в ходе осуществления лицензионного контроля в первую очередь обращается внимание на выполнение таких существенных требований, как:
– соблюдение порядка оказания медицинской помощи;
– осуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
– правомерность предоставления платных медицинских услуг;
– соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету;
– повышение квалификации специалистов не реже одного раза в пять лет.
Осуществление деятельности с грубым нарушением лицензионных требований или условий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц   в размере от 20 тыс. до 30 тыс. руб,  на учреждение – от 100 тыс. до 150 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Внутреннему контролю – быть!

Приказом Минздрава №520Н, вступившим в силу с июля текущего года, утверждены критерии оценки качества медицинской помощи в зависимости от вида заболевания и условий лечения: амбулаторно,  в стационаре или дневном стационаре. Оценка производится путем выбора двух вариантов ответа («да» или «нет») по каждому критерию качества. Например, для пациентов с нарушениями сердечного ритма оценке подлежит выполнение следующие действий:
– выполнен ли осмотр врачом-кардиологом не позднее 10 минут от момента поступления в стационар;
– выполнен ли биохимический анализ крови;
– выполнено ли ЭКГ-исследование не позднее 10 минут от момента поступления в стационар;
– проведена ли электроимпульсная и (или) внутривенная лекарственная терапия не позднее 30 минут от момента поступления в стационар.
Нормативными актами установлены объемы внутреннего контроля для специалистов разного уровня. Так, заведующие отделениями должны подвергать проверке 100% законченных в течение отчетного месяца случаев лечения пациентов в дневном стационаре.
В обязательном порядке внутренний контроль качества и безопасности медицинской помощи должен проводиться при летальных исходах у детей и лиц трудоспособного возраста в медучреждениях, летальных исходах на дому от управляемых причин, в том числе сопровождающихся внутрибольничным инфицированием, нежелательных реакциях на лекарственные препараты, нарушениях порядка хранения, обработки, использования и утилизации медицинских изделий, первичного выхода на инвалидность детей и лиц трудоспособного возраста, повторной в течение трех месяцев госпитализации пациентов с одним и тем же диагнозом, заболеваниях с удлиненным или укороченным сроком лечения более чем на 50% от установленного стандартом, расхождениях заключительного клинического диагноза, установленного в амбулаторных и стационарных условиях,  и патологоанатомического диагноза, расхождения диагнозов, установленных до и после оперативного вмешательства, первичного выявления у пациентов онкологических заболеваний на поздних стадиях, сопровождающиеся жалобами пациентов на доступность и качество оказания медицинской помощи, выявление дефектов оказания медпомощи контролирующими организациями.
За отсутствие внутреннего контроля  или несоблюдение порядка его осуществления предусмотрена административная ответственность, однако по словам руководителя территориального органа Росздравнадзора Натальи Демехиной во многих медицинских организациях он не проводится или проводится формально. Это проявляется в допуске к медицинской деятельности специалистов, не имеющих соответствующей подготовки, несоблюдении  стандартов лечения, использовании препаратов с истекшим стороком годности и других нарушениях.

Считаем риски

До общественности была доведена информация о переходе Росздравнадзора с 1 января 2018 года на риск-ориентированный подход к проведению плановых проверок. Юридические лица и предприниматели, работающие в сфере здравоохранения, в зависимости от видов деятельности, указанных в лицензии, будут распределены по шести категориям риска, от которых зависит частота проверок. Понятно, что врачебные ошибки в неотложной медицинской помощи, реаниматологии, акушерстве более опасны для здоровья пациентов, чем отклонения от обязательных требований при проведении массажа или физиотерапевтических процедур. Если риск видов деятельности «чрезвычайно высок», объект будет проверяться один раз в год, если просто «высок» – один раз в два года, при значительном риске, – один раз в три года, при среднем – один раз в пять лет. Счастливчикам, попавшим в категорию низкого риска, плановые проверки вообще не грозят. Категорию риска повышают штрафы, наложенные Росздравнадзором в течение последних двух лет. Новая модель работы федерального ведомства призвана повысить эффективность государственного контроля в сфере медицинской деятельности.

Во главе угла – пациент

Скоро в наши поликлиники и больницы будет внедрено еще одно новшество, связанное с внедрением базовых принципов менеджмента качества. Соответствующий пилотный проект проводится в стационарах Москвы, Казани, Астрахани и Томской области. Там в медучреждениях установлены терминалы, с помощью которых пациенты оценивают по пятибалльной шкале полученную медпомощь, сообщают о проблемах, предлагают идеи и благодарят врачей. Обратная связь обеспечивается также через анкеты, распространяемые в регистратуре и размещенные на сайтах больниц и областных комитетов здравоохранения.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...