Трагедия сплотила людей
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


13 лет назад произошла одна из самых больших трагедий нашего времени: во время учений в Баренцевом море  погибла подводная лодка «Курск».  До сих пор об этом событии вспоминают с болью. Капитан I ранга Виктор Танков, командир атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-18 «Карелия», живет сейчас в Курске, но в 2000-м, когда разворачивалась трагедия, он находился в самом  центре событий, служил в штабе Северного флота ВМФ России заместителем начальника отдела, курирующего стратегические лодки. Наш корреспондент накануне трагической даты встретился с ним.
    
— Лично я не был знаком с кем-либо из состава, но иногда мы встречались, здоровались. А потом случилась эта беда, — рассказывает Виктор Иванович. — Окна нашей квартиры выходили на море, и мы видели, как поднимают останки судна… Супруга моя тогда каждый день плакала, даже заболела.
Гибель «Курска» сплотила народ, однако находились все-таки люди, остававшиеся как минимум равнодушными. «Трагедия отделила порядочных людей от непорядочных», — говорит Виктор Танков.
Почему же «Курск» погиб? Этот вопрос не отпускает вот уже много лет. Сняты фильмы, написаны брошюры, опубликованы статьи. Но однозначного ответа, удовлетворившего бы всех, так и не найдено.
— Тогда на борту подводной лодки взорвался весь боезапас. Неудивительно, что первых трех отсеков не стало, — рассказывает Виктор Иванович. — Их и не могли найти. Морская смесь, а именно ее используют в подобного рода оружии, после взрыва не оставила от них ничего. Если бы все это происходило не в море, а на суше, то двух кварталов не стало бы как минимум. Но другая половина лодки была цела, хотя и повреждена. Там моряки и ждали помощи. Все ли было сделано для их спасения? Скорее всего, сработал человеческий фактор. Командиры оказались просто не готовы к подобной ситуации. Тем более что в то время происходили сокращения, и в первую очередь пострадали спасательные средства. Вот и результат. Потом, конечно, признали, что это неправильно.
Если делать все так, как положено, то авария невозможна. Большинство даже ядерных аварий на лодках «созданы» руками людей. Поэтому мне стыдно за некоторых льготников. Их и к ответственности привлечь не грех за то, что они сначала совершили аварию, а потом вышли пострадавшими. Современная техника достаточно надежна, жаловаться не приходится. Все отработано. И если не нарушать инструкции, аварий не должно быть никогда, тем более ядерных. Навигационные — да. Подул ветер, шквал налетел, это природа, всяко бывает. А в остальном случайностей быть не должно.
Виктор Иванович награжден орденом Красной Звезды за стрельбу полным боекомплектом, состоящим из 16 баллистических ракет. Сейчас он уже не служит на флоте, но до сих пор горячо радеет за него.
— Понимаете, служба на подводной лодке — это не страшно, а почетно и интересно. Современная подлодка — как завод, здесь самая передовая техника. Оттого и уровень подготовки экипажа достаточно высок, — говорит Виктор Иванович. — Управление сосредоточено в руках офицеров. Матросы здесь практически не нужны. Даже генералы удивляются этому. Мол, научили же мы курсанта танком за год управлять, и этому научим. Но на флоте дело обстоит иначе. Офицер пять лет учился в училище, год — в учебном центре, год стажировался на лодке и только потом стал настоящим специалистом — после сдачи зачетов, в звании капитана-лейтенанта. А научить за год матроса — это просто смешно.
Другой вопрос, волнующий моряка-подводника, — общее состояние флота. За 20 лет в стране не появилось ни одной новой подлодки. Ремонтировали старые, модернизировали их, но не создавали. Потом выделили деньги, планируется построить сразу 10 подлодок. И это радует. Но проблема появится в другом. Для того чтобы руководить, нужен опыт — 10 лет. А где его возьмешь сразу? Когда я служил, у командиров было по 15, 20, 25 стратегических боевых служб, а сейчас и 4 уже круто. Вот и делайте выводы: какой опыт перенимали мы, а какой получат молодые.
Содержать лодки — дело дорогое. Это процесс длительный и непрекращающийся, ведь она живет с момента создания и до того, как ее разрезали. Даже когда подлодка стоит на приколе у пирса, в ней необходимо поддерживать давление, воздух, влажность, расходовать свет, тепло, горючее и воду…
После службы на флоте Виктор Танков работал в Санкт-Петербургском институте. За 4 года сменил столько же должностей, шел в гору, занимался опытно-конструкторской работой.
А потом перебрался в Курск.
— Мне здесь очень нравится, — говорит подводник. — И климат хороший, и цены приемлемые. Кроме того, здесь живут мои друзья и родственники жены. Когда я приехал, был приятно удивлен, что в Курске чтят память моряков-подводников, многим есть чему поучиться у курян в этом плане. И руководство города молодцы, и общественные организации ведут себя так, что перед ними можно снять шляпу.
Виктор Иванович со своим другом придет 12 августа на Мемориал павших.
— Это наш долг — помнить о тех, кто ушел в море и не вернулся, — сказал он.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...