Чудо из эпохи барокко
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Чудо из эпохи барокко


В минувшее воскресенье в курском костеле прошел концерт «Шедевры старинной музыки».    
Гвоздем программы стал музыкант Александр Большаков, который приехал к нам из Мадрида с необычным для России инструментом – виола да гамба.
В концерте также участвовали Игорь Краевянов (орган, клавесин), Карина Проскурина (скрипка) и Наталья Вакуленко (сопрано). Звучали произведения композиторов эпохи барокко — Баха, Телемана (куряне впервые услышали его Сонату для виолы да гамба и клавесина), Перголези, Берда и других, а завершилась программа сюрпризом — «Романсом» Свиридова.
Перед концертом музыканты пообщались с журналистами.
— Не только в Курске, но и в России трудно отыскать виолу да гамба, — говорит Игорь Краевянов. — У нас просто не существует гамбовой школы, а на Западе она развита. Я первый раз играю с таким исполнителем. Это и трудно, и интересно одновременно: у виолы да гамба — совершенно не такая техника исполнения, как, например, на виолончели, и поэтому порой приходилось какие-то моменты ловить прямо на лету: на репетицию был отведен только один день.
Александр Большаков признался, что не был в Курске… 55 лет. Он родился в Сыктывкаре, потом семья переехала в Курск, и самые первые впечатления у музыканта связаны с нашим городом, в области живет его мама — ей 89 лет.
— Я вспоминаю, как шел пятилетним ребенком с шашками под мышкой на первомайской демонстрации по Красной площади. Мы спускались вниз, и у меня эти шашки упали, рассыпались. Я их начал собирать, но некоторые укатились, — вспоминает артист.
На вопрос, как он оказался за границей, Большаков ответил так:
— Когда начались крутые времена, 90-е, зарплату не выплачивали по полгода, а у меня — четверо детей, надо было как-то выкручиваться. Тогда я жил в Волгограде. Летом наша группа — флейтистка, скрипачка и я — поехали в Испанию. Там нас заметил владелец группы ресторанов, с ним мы заключили контракт на полгода. Наобещал золотые горы… Но потом сказал: «Сарагоса не приучена к такой классической музыке. Я не могу вам больше платить. До свидания»… В Волгоград возвращаться было некуда: все мои места (я работал в двух оркестрах, двух консерваториях, у меня был свой ансамбль) уже заняты. И я остался там, превратился в уличного музыканта. Играл Паганини на контрабасе, испанцы были в восторге. Зарабатывал до ста евро в день. Потом пыл поугас, меня заинтересовала виола да гамба, и я поступил в Королевскую консерваторию Мадрида, проучился шесть лет. Сейчас у меня свой ансамбль.
Рассказал музыкант и об истории своего инструмента:
— Когда люди стали изобретать инструменты, кто-то во время выступления держал их около ноги, а кто-то — у плеча. Отсюда произошли инструменты да браччо («ручные», предки скрипки и альта) и да гамба («ножные»), самый большой из них — виолон. Современный контрабас — как раз тот самый «перебежчик» из семейства виол в скрипичную группу. Это как семейства Монтекки и Капулетти — всегда конкурировали, особенно в то время, когда стала уходить виола да гамба — в силу того, что инструмент этот очень нежный, мягкий, камерный — для маленьких залов. А потом появились большие залы и потребовались более сильные инструменты, которые должны «стрелять» по последним рядам. В конце ХVIII века семейство виол было вытеснено скрипичным.
Действительно, слушая игру виолы да гамба, в полной мере ощущаешь всю хрупкость музыкальной ткани, эфемерность происходящего. И если внешне виола отдаленно напоминает виолончель (есть и другие варианты), то по силе звучания ее можно сравнить с классической гитарой, слушая которую в зале без современных способов усиления, порой боишься дышать.
И, конечно, нельзя напоследок не сказать о разнице между русскими и европейскими музыкантами.
— Разница, — говорит Александр Большаков, — в менталитете. Наши музыканты занимаются до посинения и имеют результаты. Те музыканты тоже талантливы, но, к сожалению, у них выходит так: пять минут поиграл — и уже гений! Таких высот, как наши, они не достигают именно в силу менталитета. Вот и мне уже достаточно лет, но до сих пор я работаю по 8–10 часов. Я учусь! Музыкант учится всю свою жизнь, потому что музыка — вещь всеобъемлющая.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...