Екатерина Мечетина: Важно использовать любой шанс
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Екатерина Мечетина: Важно использовать любой шанс


В понедельник, 16 декабря, завершается ХIV музыкальный фестиваль имени Свиридова. Одним из ярких его событий стал не совсем обычный концерт: известная пианистка Екатерина Мечетина представляла лауреатов конкурса «Щелкунчик».    
Этот телевизионный конкурс, в жюри которого входит и Екатерина, не только привлекает внимание к вопросам детского музыкального образования и воспитания, выявляет молодых талантливых музыкантов, но и уже стал своеобразной путевкой в жизнь.
В чем необычность нынешнего концерта? В то время как в Москве открывался 14-й «Щелкунчик» и по каналу «Культура» шла прямая трансляция, в Курской филармонии выступали лауреаты этого конкурса прошлых лет. А перед концертом Екатерина Мечетина вместе со своими подопечными пообщалась с журналистами.
Кстати, это уже третий приезд Екатерины в Курск: в 2008 году именно она играла на концерте-презентации рояля «Стейнвей», а 1 октября этого года пианистка вместе с симфоническим оркестром открывала 78-й концертный сезон нашей филармонии. На фестиваль вместе с ней приехали трое абсолютно уникальных молодых исполнителей. Они еще юные (14–15 лет), но уже самые настоящие профессионалы: скрипачка Мария Голованова, пианист Арсений Мун и исполнитель на ударных инструментах Валентин Кочетков. Вместе с ними в роли концертмейстера выступал один из лучших молодых музыкантов своего поколения — Михаил Турпанов, ученик легендарного пианиста Николая Петрова (который, кстати, один из своих последних концертов дал именно в Курске).
Екатерина Мечетина рассказала о том, какой колоссальной нагрузкой бывает участие в конкурсах: это не концерт и даже не экзамен, а нечто гораздо более сложное, ведь не так-то просто бывает ребенку освоиться на большой сцене, под прицелом софитов и телекамер, перед зрителями и членами жюри. Одно дело — взрослые конкурсанты, которые имеют душевную закалку, и совсем другое — дети.
— Они огромные молодцы, бойцы и победители, — говорит Екатерина.
Сама она на сцене с пяти лет. Центральная музыкальная школа-десятилетка, Московская консерватория, аспирантура… Родившись в семье музыкантов, ничего другого для себя она не искала. Судьбоносным Екатерина считает исполнение премьеры Шестого фортепианного концерта Родиона Щедрина при форс-мажорных обстоятельствах. Она должна была срочно заменить другого музыканта. Вот как об этом рассказывает Екатерина:
— В такие же декабрьские дни, только 2002 года, возникла сложная ситуация: артист не смог приехать, и выяснилось это за две недели до концерта. Продюсеры и организаторы звонят мне, в ту пору аспирантке: «Катя, сыграешь отделение музыки Щедрина?» Вечером дали ноты — честно говоря, у меня потемнело в глазах! Не в фигуральном смысле, а в прямом. У музыкантов есть такое смешное выражение: «черный экран», когда лист весь испещрен огромным количеством мелких-мелких нот. Пришлось засесть и потрудиться в абсолютно авральном режиме, но все компенсировалось, потому что Родион Константинович был очень доволен. А ведь я для него была абсолютным «котом в мешке», не облечена никакими весомыми регалиями, но, с другой стороны, имя моего педагога Сергея Доренского было своеобразным «знаком качества». И Щедрин уже на репетиции понял, что мне можно доверить свое сочинение. Более того, за два дня до концерта он дал мне ноты семи небольших пьес, еще в рукописи, и предложил попробовать разобрать одну-две. Я, естественно, выучила все, потому что для меня это был вопрос престижа и репутации. Форс-мажор стал для меня счастливым шансом проявить себя.
Еще одна ипостась Мечетиной — член совета по культуре при президенте России.
— Зачем это надо? — говорит Екатерина. — Казалось бы, музыка — далека от политики. Но у нас достаточно сложных моментов, начиная с зарплаты, когда люди зачастую вынуждены выживать. Считаю своим долгом этими вопросами так или иначе заниматься. К сожалению, ничего не делается по мановению волшебной палочки. Если мы отгородимся от проблем и будем заниматься только музыкой, то чиновники нас победят. И сделают так, как удобно им. Денис Мацуев, мой большой друг, возглавляет аналогичный совет при министерстве культуры. Мария Максакова — депутат Госдумы. Я на стороне таких, как они. Они делают правильное дело. Это называется — культурная политика.
Чего же смог добиться совет?
— В прошлом году мы не дали вступить в силу такой концепции развития школ искусств, по которой большинство из них перевели бы на трех-четырехлетнюю систему обучения вместо семилетней, — говорит Екатерина. — Конечно, мы получили бы какое-то количество музыкального «ликбеза», но я не понимаю, почему это нельзя сделать на уроках музыки в общеобразовательных школах? Наверное, потому что кое-где их вообще упразднили… Но это неприемлемо: мы же не претендуем в рамках программы начальной школы воспитывать всесторонне образованного читателя современной классической литературы! Нам удалось создать огромный резонанс и привести эту концепцию в более-менее удобоваримый вид. Это один небольшой пример. Денис Мацуев занимается проблемой интегрированного художественного образования — это школы-десятилетки при вузах. Там была другая проблема: по нашим нынешним стандартам внезапно выяснилось, что ребенок в семь лет не может определить, хочет ли он быть музыкантом, поэтому специальное образование должно начинаться с 5 класса, а ведь время будет упущено… Как сказал один из моих консерваторских студентов: «Вы считаете, что наши права нарушаются, когда нас заставляют в семь лет заниматься музыкой, а я считаю, что они нарушались бы, если бы мне не дали заниматься с такого возраста, с какого я хочу»…
Еще одна победа совета: вы, наверное, слышали, что Владимир Путин подписал указ о покупке имения Рахманинова Сенар (Сергей и Наталья Рахманиновы — М.Ф.) в Швейцарии. Недавно умер внук Сергея Васильевича — наследник, и оно было бы продано по частям с молотка, а ведь там все сохранилось еще со времени жизни композитора — это имение должно стать музеем.
Рассказала Екатерина и об одной нехорошей тенденции — обесценивании такого понятия, как конкурс, его девальвации:
— Сейчас от детей и педагогов требуют так называемое портфолио. Чем толще оно, чем больше в нем конкурсов и прочих мероприятий, тем больше шансов у педагога пройти аттестацию, а у ребенка — получить какую-либо стипендию. Я считаю, что это ужасно: педагог не должен оцениваться по количеству конкурсов, в которых участвуют его ученики. Его работа состоит в том, чтобы ребенок двигался вперед и показывал успехи, а не только выучил какое-нибудь одно произведение и «мотал» бы его три года подряд по всем российским и зарубежным конкурсам… Как и в общеобразовательных школах сейчас: каждый месяц дети вынуждены участвовать в олимпиадах. Это какая-то дурацкая примета времени! Я очень надеюсь, что это отпадет — не везде нужны инновации.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...