Мы есть то, что мы читаем...
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Мы есть то, что мы читаем...


Средний россиянин читает всего 9 минут в день. Такую статистику озвучили на Российском литературном собрании.    
Писатели, поэты, публицисты, книгоиздатели, литературоведы, преподаватели и переводчики – всего 500 представителей профессии собрались в РУДН, в Москве, чтобы найти ответ на главный вопрос: как вернуть России статус самой читающей страны в мире.
9 минут — это средний вариант. Сюда попадают и те, кто листает брошюру по кулинарии, и те, кто читает «Войну и мир». «Уйдем от родного языка — станем ментальными инвалидами. Народ без языка не существует», – считает преподаватель истории зарубежной литературы КГУ Нина Баранчикова. Уважаемый коллегами и студентами педагог, профессионал своего дела и просто интересная собеседница. С Ниной Павловной мы порассуждали на тему: для чего необходимо читать книги?
– По вашему мнению, кто и когда должен прививать любовь к литературе? Школа, родители, преподаватели вузов?
– Если родители читающие, воспитанные на произведениях Маршака, Чуковского, Агнии Барто, то ребенок будет любить литературу. Если родители знакомы с произведениями разных эпох и народов, то есть прошли своеобразную литературную дорогу человечества, то ребенок обязательно пойдет за ними. Очень многое зависит и от педагога. Сумеет ли он сделать мир книги интересным для школьников? Если да — то они, безусловно, читать будут. Пусть не сразу, пусть многое переосмыслят потом, когда станут взрослыми. Но сам импульс, неподдельный интерес к чтению – вот что самое главное в нашей работе.
– Как вы относитесь к ЕГЭ?
– Отрицательно. Он оправдан только как один из элементов проверки знаний – вспомогательный. Ни в коем случае не заключительный. Нужна совершенно другая система оценки – рейтинговая. Должны суммироваться все итоговые отметки по окончании каждого года. Тогда к окончанию обучения ребенок будет набирать определенное количество баллов с учетом его труда за все школьные годы. Но ни в коем случае нельзя заменять это единовременным натаскиванием для выполнения тестовых заданий.
– Нина Павловна, как вы оцениваете уровень нынешних студентов-первокурсников. Готовы ли они вступать в литературную дискуссию?
– Для полного восприятия текста необходимо обладать чувством слова, чувством художественного образа, если говорить о филологии в общем смысле. К сожалению, в этом отношении уровень студентов-первокурсников невысок. Одна из причин этого – в школе не читают полные тексты, а основы восприятия закладываются именно там. Не всегда учитывается гуманистическая составляющая произведения. Мне кажется, что, прежде всего надо учить воспринимать литературу как текст о человеке. На занятиях в основном преобладает пересказ. Это, конечно, первый элемент познания – знакомство с текстом. На первом-втором курсе студенты чаще всего выбирают те произведения, которые им нравятся, что вполне естественно. Сначала идет вкусовое восприятие текста, а потом  анализ. И здесь возникают некоторые трудности. Для аналитического уровня нужен широкий культурологический контекст, а вот  с этим как раз проблемы. Но есть и студенты-аналитики. Именно они вступают в полемику, так как прочитали не эпизоды, не интернетовские сокращения, а полный текст.
– Но ведь многие скажут: «Работать в гуманитарной сфере я не буду, зачем мне эта классика?»
– Прежде, чем стать физиком, химиком, математиком, существо родилось с именем Человек. Когда он начинает жизненный путь, ему предстоит впитать в себя громадные потоки информации, сформировать свой эмоциональный мир, и чем он шире, глубже, тем вероятней, что человек станет хорошим ученым.
– Я знаю, литература — это ваша жизнь. Сколько лет вы отдали служению слову?
– Я работаю в системе просвещения уже полвека. В вузе  преподаю двадцать шесть веков зарубежной литературы от Гомера до Вольтера. Из всего этого разнообразия лично мне ближе один из создателей римского романа — Петроний, древнегреческие эпос и драма, Сервантес, Шекспир. Из немецких авторов — Гриммельсгаузен и Гете. Из англичан — Свифт. Из австралийцев предпочитаю Джона Кутзее.
– Посоветуйте книгу, которой сами наслаждаетесь в данный момент?
– Перечитываю француза Ромена Гари. Он русского происхождения, одессит. Его родители очень рано уехали за рубеж. «Повинная голова» – роман о создателе французской нейтронной бомбы, которого терзает гамлетовский вопрос «Быть или не быть?», творить или не творить. Он понимает, что результат его труда несет гибель людям. «Обещание на рассвете» – также его роман, который мне хочется периодически перечитывать, так как он посвящен материнскому подвигу.
Второй автор – Гюнтер Грасс. Пытаюсь разгадать очень трудный язык, его метафорическую систему образов. Он лауреат Нобелевской премии по литературе. Недавно выпустил автобиографическую книгу «Луковица памяти». Еще одно его произведение «Траектория краба» вошло в список ста книг, которые предложили ввести в школьную программу учителя литературы. Очень интересно узнать, одолеют ли такой сложный язык школьники.
– Кстати, что заканчивали вы, где обучают так мастерски чувствовать слово?
– Училась в Воронежском государственном университете. Преподаватели, читавшие нам лекции, заканчивали либо ЛГУ, либо МГУ. Мы изучали сравнительную грамматику славянских языков и на зачетах читали тексты на болгарском, польском, чешском. Последний шел у нас отдельным предметом. Его преподавал Петр Богатырев, много лет проживший в Чехии, автор перевода знаменитого романа Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». Блестящий специалист в области славяноведения. У нас была особая практика, кроме школьной, в Москве и в Петербурге, приобщение к русской культуре. Мы прослушали цикл лекций по живописи, в Петербурге мы обошли весь Русский музей, в Москве — музей им. А.С. Пушкина, увидели копии античных скульптур, собранные отцом Марины Цветаевой. У нас была возможность работать в Ленинской библиотеке. Свои дипломные работы на пятом курсе мы писали именно там. Такое погружение в разные сферы искусства и науки закладывало прочный фундамент для восприятия культур других народов.
– Нынешнее студенчество также увлечено или что-то изменилось за эти годы?
– Сейчас преобладает эгоистическое начало. Оно торжествует над коллективным, тем, что доминировало в наше время. Люди разобщены по социальным стратам (слоям). Раньше студенты были дружнее: посещали дома-музеи писателей и поэтов. Мы составляли своеобразную литературную карту России: Михайловское, Ясная Поляна и многое другое. Так формировался коллектив. Нас объединяло приобщение к великому русскому искусству. Сейчас такого нет.
– Надеюсь такая любовь к искусству все-таки объединит студентов. Поделитесь профессиональным секретом, как заинтересовать молодежь, зажечь огонек в их сердцах?
– Мое «все» – это знание текста, очень хорошее, знакомство с разными точками зрения – чем больше тем лучше. Именно это и позволяет вызвать ответную реакцию. Еще одна особенность педагога – преподаватель должен быть человеком со множеством лиц: и самим собой, и персонажем произведения, и автором, о котором идет речь. Он должен быть актером, импровизатором, передавать суть произведения, вовлекать студентов в интеллектуально-эмоциональный диалог с литературными героями. Мы – педагоги выступаем «посредниками» между литературой и учеником.
– Есть ли какие-то  методические приемы, как сделать студентов своими союзниками, чтобы они не чувствовали дистанции «преподаватель-студент»?
– Принцип диалога необходимо соблюдать всегда. Важно наладить живое общение. Простое насыщение информацией – малоэффективный способ. Урок-беседа уносит нас во времена Сократа, который общался со своими учениками именно таким способом. А вообще, каждый преподаватель выбирает подход индивидуально.
– Многие считают, что невозможно научиться мастерству художника или писателя в вузах? Вы с этим согласны?
– Греки считали: когда рождается человек, то с ним рождается и его гений, дух, сущность которая будет всегда внутри него. О генетической природе таланта судить не так-то просто. Но! 90 процентов творчества – это труд, остальное – талант. Так говорил великий Чайковский. Одно без другого быть не может. Писательство – невероятно энергозатратное ремесло. Когда человеку приходит осознание того, что он может, тогда начинается труд, труд, труд. Бесконечная работа над собой. Чем больше человек вбирает в себя любви, знаний, чувств, тем благотворнее это сказывается на его произведениях. Творец – это огранщик, ювелир, создающий из алмаза бриллиант.
– Что пожелаете нашим читателям?
– «Известинцам» пожелаю информировать нас обо всех аспектах жизни страны и города. И пусть эти вести остаются объективными. А читателям – вести диалог с редакцией. Чем эффективней обратная связь, тем интересней газета, ведь это самый надежный и ответственный посредник между народом и властью.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...