ОСАГО: европротоколы, коридоры, новые тарифы
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
ОСАГО: европротоколы, коридоры, новые тарифы


Многострадальная «автогражданка», отметившая в этом году свое 11-летие, переживает очередные изменения.    
Первые поправки в соответствующий федеральный закон начали действовать в августе, очередная порция вступила в силу с 1 сентября, а финал, включая повышение тарифов, ожидается в октябре.
Прямое возмещение
Со 2 августа автовладельцы, оформившие полисы ОСАГО, автоматически получают в «нагрузку» безальтернативное прямое возмещение убытков (ПВУ).
Это означает, что в случае ДТП за страховыми выплатами потерпевший должен обращаться исключительно в ту страховую компанию, где покупал полис ОСАГО.
Правда, с одной оговоркой. Как сказано на сайте Российского Союза автостраховщиков (РСА), такой вариант возмещения убытков возможен, если ДТП произошло в результате столкновения двух транспортных средств, водители которых застрахованы по ОСАГО, и в аварии не пострадали люди или другое имущество.
Если же эти условия не соблюдаются – например, в аварии участвовало больше двух ТС, потерпевший является держателем иностранной «Зеленой карты» и т.д.,  то обращаться за выплатой необходимо в страховую компанию виновника ДТП. Та же схема действует для страховых случаев, произошедших до 2 августа и уже заявленных в страховые компании.
Кроме того, с августа выплаты по Европротоколу (упрощенному оформлению ДТП без вызова госавтоинспекторов) увеличены вдвое – с 25 до 50 тысяч рублей. Но и здесь есть свои оговорки: полисы обоих водителей должны быть оформлены после 2 августа – в противном случае выплата составит 25 тысяч рублей.

Деньги или ремонт
С 1 сентября начала действовать основная часть изменений в закон об ОСАГО, внесенных в июле этого года. В частности, автовладелец, признанный потерпевшим в ДТП, получает право выбирать – взять ущерб деньгами или предоставить страховой компании право оплатить ремонт автомобиля (при наличии у последней договора со станцией техобслуживания). При этом ответственность за качество и сроки ремонта возлагается на страховщика.
Кроме того, существенно сокращается срок урегулирования страховых случаев. Если раньше он составлял 30 календарных дней, то теперь страховщик обязан выплатить денежную компенсацию, дать направление на ремонт (или же отказать в том и другом) в течение 20 дней с момента подачи необходимых документов.
Закон предусматривает ужесточение санкций в отношении страховщиков за неисполнение обязательств в установленные сроки – как и за отказ в оформлении ОСАГО или попытку продать вместе с ним «допуслуги». (Впрочем, жизнеспособность этого пункта вызывает большие сомнения – достаточно вспомнить многочисленные скандалы во всех российских регионах, связанные как раз с навязыванием полисов страхования жизни и т.п. И это несмотря на многочисленные предписания ФАС и Роспотребнадзора!)
Закон предусматривает защиту финансовых интересов страхователей в случае недобросовестных действий страховых посредников. В документе прописано, что страховщик несет ответственность по всем договорам, заключенным агентом или брокером, в том числе если страховщику не полностью или не в срок перечислена страховая премия.
Также с 1 сентября устанавлен обязательный досудебный порядок разрешения споров по ОСАГО. Это означает, что в случае недовольства работой страховой компании потерпевший должен направить в ее адрес жалобу с приложением соответствующих документов. Страховщик в пятидневный срок обязан рассмотреть обращение и дать на него ответ. Этот механизм будет проходить «обкатку» до 1 июля 2015 года – в РСА рассчитывают, что его применение поможет застраховаться от действий «недобросовестных автоюристов», отсуживающих у страховщиков солидные суммы.
По мнению экспертов, для автовладельцев этот пункт может стать серьезным минусом – ведь теперь при подаче иска в суд потерпевший должен предоставить подтверждение того, что он обращался с претензией в страховую компанию. В противном случае суд оставит дело без рассмотрения.
Еще одним минусом для автомобилистов станет вывод ОСАГО из-под юрисдикции закона о защите прав потребителей, что может привести к еще большему затягиванию выплат и ущемлению прав автовладельцев.
Также, согласно изменениям, вступившим в силу с 1 сентября, обязанность заключать договор ОСАГО не распространяется на транспортные средства, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители, и прицепы к ним.
Лимиты и тарифы увеличат в октябре
С 1 октября 2014 года новые тарифы ОСАГО вырастут в среднем на четверть. Точнее, это будет не конкретное повышение на указанную величину, а тарифный коридор между минимальным и максимальным значением, внутри которого автовладелец сможет выбрать несколько вариантов стоимости полиса. По имеющейся информации, Центробанк установил для страховщиков значения от 18,9% до 23,6 процента.
При этом выплаты по страховым случаям увеличатся втрое. Так, повышение лимита выплат по ущербу имуществу составит 400 тысяч рублей вместо 120 тысяч. Также отменяются общий лимит выплат при нескольких потерпевших (160 тысяч рублей) и пропорциональные выплаты – теперь каждый потерпевший в ДТП может получить по 400 тысяч рублей вне зависимости от их количества.
Еще один немаловажный момент – это снижение максимального возможного значения износа автомобильных деталей при расчете возмещения по ОСАГО с 80 до 50 процентов.
Следующее новшество касается пока только Москвы, Санкт-Петербурга и одноименных областей. Для них водится «безлимитный» Европротокол, в рамках которого размер выплат ограничивается 400 тысячами рублей – при условии подтверждения ДТП средствами фото – и видеофиксации и наличии полиса ОСАГО, оформленного после 1 октября текущего года. Для случаев, не подтвержденных техническими средствами фиксации, лимит выплат составит 50 тысяч рублей.
Повышение выплат по «автогражданке» продолжится и в следующем году. С 1 апреля 2015 года лимит по возмещению вреда здоровью, причиненному в результате ДТП, вырастет от 160 тысяч до 500 тысяч рублей на каждого потерпевшего. А в случае гибели выплаты увеличатся со 135 тысяч до 475 тысяч рублей.
С 1 июля 2015 года у автовладельцев появится возможность заключения договора ОСАГО через интернет-сайты страховых компаний – в виде электронного документа. В этом случае не потребуется предоставлять документы на автомобиль и собственный паспорт – предполагается, что у страховщиков будет автоматический доступ к этим данным. Для физических лиц заявление должно быть подписано простой электронной подписью – в качестве альтернативы рассматривается также указание страхового номера своего индивидуального лицевого счета.
Впрочем, электронный полис не получится оформить, если обнаружится малейшее несоответствие предоставляемых сведений и данных автоматизированных систем – например, в плане коэффициента «бонус-малус» (КБМ), понижающего или повышающего стоимость полиса «автогражданки». Такое часто случается в последнее время – при оформлении полисов в офисах страховщиков автовладельцы вдруг выясняют, что данные по КБМ внесены в систему ошибочно или же не внесены вообще.
Кстати, теперь уточнить свой коэффициент «бонус-малус» можно на сайте РСА. Там же можно проверить сведения о договорах ОСАГО в отношении определенного лица или транспортного средства.
Справка «ГИ»
С момента принятия закона об ОСАГО в него неоднократно вносились изменения и корректировки. К примеру, не так давно была принята поправка, которая «привязала» скидки за безаварийность к каждому конкретному водителю, а не к автомобилю. До этого часто возникала парадоксальная ситуация, когда при смене транспортного средства автовладелец терял полученные ранее скидки.
Кроме того, право обращаться за страховыми выплатами получил каждый водитель, допущенный к управлению транспортным средством, а ДТП, произошедшее на внутренней территории предприятия, стало признаваться страховым случаем.
Целый ряд поправок был внесен в 2012 году в связи с изменениями прохождения техосмотра. В итоге техосмотр заменила диагностическая карта, которую необходимо предъявить при заключении договора ОСАГО. Информацию о ТО может проверить и сам страховщик по единой информационной базе, введенной в эксплуатацию с января 2013 года.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...