Народный учитель
Свежий номер: 14 марта 2024 (4959)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Народный учитель


За последние несколько лет отношение к народному творчеству изменилось в корне, хотя от перестроечного забвения до полноценного ренессанса прошло не так уж и много времени. В 90-е и «нулевые» годы народное творчество оказалось, по сути, никому не нужным. Занимались им лишь те, кто был готов преодолевать ради этого трудности. Сейчас все по-другому.    
Но, как и прежде, в этой сфере трудятся лишь отчаянные фанаты своего дела. Свой герой есть и в детской школе искусств – Михаил Беседин.
Человечность в танце
В тренировочном зале №3 расположился крохотный кабинет преподавателя народных танцев Михаила Беседина. В свои 60 он без труда даст фору молодым: грациозная осанка, легкость и музыкальность в движении.
– Я начал заниматься хореографией классе в пятом, – вспоминает Михаил Венедиктович. – В ДК железнодорожников меня привела сестра. Моим преподавателем стал один из самых опытных педагогов области Владимир Ефимов. Я и по сей день использую его советы в своей практике.
Так как любые танцы, в том числе и народные, требуют хорошей физической подготовки, многие ученики Владимира Владимировича не всегда справлялись с заданиями. По словам Михаила Венедиктовича, Ефимов умел мотивировать человека.
– Как мне кажется, он заложил основу человечности в танце, – считает Михаил Беседин. – Да, иногда он повышал голос, но на него совершенно не обижались, а воспринимали его критику как должное. Он был совершенно негрубым тренером, таким он научил быть и меня. Некоторые родители часто говорят мне, что с их детьми нужно быть жестче. У меня другие принципы: к ребенку нужно найти подход, заинтересовать его, похвалить.
Михаил Венедиктович успешно выступал на школьном уровне, завоевал не одну награду. В 1974 году он отправился служить на флот. За три года в дали от дома, будущий тренер лишь приобрел опыт в танцевальном искусстве. Во время пребывания в Выборге он выступал в ансамбле «Балтийские чайки», а когда его перевели в Севастополь – влился в коллектив ансамбля песни и пляски Черноморского флота. Если бы не семейные обстоятельства, то Михаил Венедиктович мог и вовсе остаться в вооруженных силах. В итоге он вернулся в Курск, где стал сотрудником «Счетмаша».
– На заводе мне вновь удалось поработать с Владимиром Владимировичем. Тогда меня назначили руководителем небольшого народного ансамбля. Ефимов стал тем человеком, который передал мне бразды правления (улыбается).
Со временем ансамбль получил звание народного. Вместе с ним Михаил Венедиктович объездил множество городов СССР, в том числе Ригу, Таллин, Владикавказ (Орджоникидзе). Так продолжалось вплоть до развала Союза. «Счетмаш» уже не мог содержать ансамбль, поэтому в 1997 году Михаил Беседин занялся поиском нового места для своего любимого дела. Так он влился в ряды преподавателей детской школы искусств №1.
– Если честно, то работать с детьми оказалось не так уж и сложно. Тем более у меня уже был опыт сотрудничества со школами, да и диплом Санкт-Петербургского Гуманитарного Университета помог мне.
Но многое было по-другому. Если на заводе порой приходилось заниматься с людьми, которые до этого работали лишь на станках и к творчеству имели опосредованное отношение, то в школу дети шли с юных лет. А значит, подход к их обучению иной, нежели со взрослыми.

Народные танцы на высоком уровне
– Если у ребенка не горят глаза, то его не получится чему-либо научить, – рассуждает Михаил Венедиктович. – Палкой и дубиной ничего не создашь. А вот те, кто и в жар и в холод ходят на занятия, работают над техникой – могут достичь успеха. Тем более у нас есть хорошая база для этого.
Так как пошив народных костюмов – затратное и хлопотное дело, родителям через материальную помощь иногда приходится вкладывать средства в их изготовление. По-другому невозможно. Хороший костюм – один из критериев удачного выступления. Не даром члены жюри почти всех конкурсов изучают наряды исполнителей и выставляют оценки, ориентируясь в том числе и на их аутентичность.
– Но мало просто сшить наряд, его необходимо правильно подобрать под мотив, – поясняет Михаил Венедиктович. – Например, внешний вид головных уборов отличается, в зависимости от территории, где они распространены.
По мнению тренера, танцы неподвластны времени. Суть остается прежней, но их сценичность неуклонно растет. Сейчас уже мало просто двигаться в такт музыке, жюри пристально следит за техникой исполнения. И это по-настоящему сложно.
– Лишь со стороны кажется, что народные танцы – простое занятие, – поясняет Михаил Венедиктович. – Однажды у меня занимался парень, который увлекался брейкдансом. Говорил, что справится со всем, но как только дело дошло до практики, он не смог повторять необходимые движения.
Многие ученики Михаила Беседина продолжают связывать свою жизнь с танцами. Даже поступив в вузы, они не забывают о своих тренировках. Благо, во многих университетах есть свои секции.
– Конечно, народным танцам в Курске недостает массовости, но все зависит от точки зрения. На одном из фестивалей мне удалось поговорить с его членами жюри из Липецка. И они сказали мне, что в Курской области народные танцы на высоком уровне.

Поиск вдохновения
Для того, чтобы создавать качественные номера, необходимо вплотную заниматься не только техническим аспектом, но и изучением исторических справок. По словам Михаила Венедиктова, он находит новые идеи в самой жизни – во время путешествий, из рассказов друзей и родственников и даже на различных семинарах и курсах повышения квалификации.
– Все зависит от фантазии и желания. Всегда можно открыть что-то новое, тем более в народном искусстве.
На одном из конкурсов в Воронеже, куряне завоевали награду за лучшую постановку танца «Мы цепами молотили». Большинство детей и родителей даже не знали, что «цеп» – ручное орудие труда для молотьбы.
– Наша цель не столько дословно передать сам танец, сколько сохранить культуру наших предков. И хорошо, что интерес к ней с годами не угасает.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...