С музыкой в душе
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


«Песня моей любви» – так солистка филармонии Надежда Алябьева назвала свою юбилейную программу, которую она подарит сегодня вечером своим друзьям и зрителям.    
Надежда любит петь о красоте природы.
– Трава, солнце, родное небо над головой, желтые листья кленов — это же тоже любовь к своей Родине, – поясняет певица.
Любит патриотические песни, те, которые «не в лоб», а затрагивают сердца слушателей, к примеру, песня «Мужчины».
Эмоциональная, веселая, озорная по характеру, Надежда любит жизнь, добрых, отзывчивых, светлых людей. Выбирая в свой репертуар песню, пропускает ее вначале через свое сердце. Это ощущение — чувствовать песню сердцем — появилось у нее в детстве, когда бабушка брала свою любимую внучку за руку, и они через лес отправлялись на дачу и... пели.
– Все бабушкины песни, русские и украинские романсы  я полюбила с ранних лет. У нас был кусочек земли, и это была наша дача. Потом мы построили там домик. Мне всегда  трогательно вспоминать: ночь, огромное звездное небо, горит костер, а бабушка поет... Она была заядлым грибником, подведет меня к месту и скажет: «Надечка, поищи грибочек». «Ой, бабушка, вот он!» – несу ей, а она рада. Потом  я также просила маленького сына найти грибок, когда мы шли на дачу. Видеть радость в глазах других — это счастье. Сын уже взрослый, у него двое деток. У внука Сашки хороший слух и голос, но пока он не поет, занимается танцами. Может быть, и запоет... К сожалению, мама и бабушка рано покинули нашу семью, но успели многое для меня сделать. Не просто было в то время купить пианино, но оно у нас было. Мне всегда было стыдно что-то просить у родителей, сидеть у них на шее.
– Поэтому ваша трудовая биография началась  на заводе?
– Отчасти да... Но главное, почему я стала работницей завода «Прибор»? В его Доме культуры  была очень сильная художественная самодеятельность. Я же пела в школе и свое увлечение хотелось продолжить. Там был очень хороший ансамбль «Октава. Заводские девчонки сказали, что попасть  в него невозможно Однако я попробовала. На прослушивании спела «Соловьи поют, заливаются». Меня взяли в коллектив. Руководил им музыкант Александр Евгин. Там я прошла хорошую творческую школу. Многие мне говорили:  «Голос есть, давай, иди дальше».
Два года, пока была на заводе, ходила на дни открытых дверей. Первый год – в медицинский институт, была тяга еще и к медицине, а на второй  попала в Курское музыкальное училище.  И тут навсегда решилась моя судьба. Мне всегда нравилась  эстрадная песня. Я впервые вживую в зале услышала  симфонический  оркестр и рояль. В моей душе в тот день происходило что-то невероятное, от этой красоты музыки я почти задохнулась, была просто потрясена. До сих пор помню этот концерт и первые свои впечатления. Долго не могла решиться — поступать ли сюда. В последний день сдала документы, прослушалась. Как раз открывалось эстрадно-джазовое отделение, и я стала  студенткой по классу вокала у любимого педагога Ирины Федоровны Розенман.  Мудрая Ирина Федоровна давала неоценимые советы, когда у меня возникали трудности на  занятиях  академического пения  –  я же все-таки эстрадница.  Она советовала потерпеть.
В училище много почерпнула из «Истории и стилей джаза», из других дисциплин, этот багаж пригодился потом в работе. Все студентки обожали педагога Леонида Владиславовича Винцкевича, он называл нас на «вы». И сейчас, когда мне попадается песня с какими-то джазовыми элементами, хватаюсь за нее сразу и с огромным удовольствием исполняю.
– В юбилейный концерт включены народные песни...
–  Спою их в сопровождении ансамбля солистов «Русская мозаика». Любовью всей моей жизни стал романс – городской, современный. В последнее время авторы стали сочинять песни в стиле городского романса. Эти произведения близки мне.
– Ваше исполнение всегда сопровождает живая музыка. Не легче перейти на «плюсовку»?
–  Живой голос с живой музыкой — это и есть профессиональное искусство. К чему обманывать публику...
–  Долгое время вы были единственной эстрадной певицей в Курской филармонии, наверное, трудно было  выдерживать концертные и гастрольные нагрузки...
– Все это было в радость. Не только надо уметь петь, а еще красиво выйти на сцену и уйти с нее. Этому училась у педагогов, знаменитых артистов, все приходило с опытом.
– Вы участвуете во многих проектах «Романсовой гостиной». Новые грани ваших дарований раскрылись в последнее время в исполнении песен из репертуара Клавдии Шульженко, Аллы Баяновой, Нани Брегвадзе...
– Люблю слушать записи их концертов, а также Людмилы Гурченко. К счастью, это можно найти в интернете. Преклоняюсь перед  талантом  великих мастеров и учусь у них. Это великие женщины через всю жизнь пронесли свою красоту, талант, умели открыться перед зрителем, быть искрометными... У Шульженко что ни песня, то  спектакль. Движение ее рук, поворот головы — все наполнено смыслом.
– В молодые годы, вероятно, трудно было удержаться от подражания кумиру...
– Пока не выработался и не утвердился свой стиль – это естественный процесс.  В детстве хотелось подражать Марии Пахоменко, Эдуарду Хилю, когда стала петь эстраду — Ирине Понаровской, мы с ней были похожи внешне, даже стрижку делал такую, как у нее. И конечно, восхищалась Аллой Пугачевой, особенно ранним ее творчеством.
Надежда очень преданный своей профессии человек. Однако семья для нее на первом месте. Поддержка мужа — Виталия Еськова — помогает сохранить домашний очаг.
– Когда пришла работать в филармонию, сыну было 5 лет. Сразу — гастроли. Тогда они были длинными, уезжали в другие филармонии городов страны на полтора-два месяца (Орел, Белгород, Липецк, Воронеж, Краснодар, Харьков, Сумы...).  Неустроенность, холодные гостиницы и сцены клубов... Если любишь свое дело, то перестаешь замечать сопутствующие трудности. Тогда фонограмм не было. Выступала с инструментальным ансамблем «Канто». Счастлива, что сегодня в филармонии есть инструментальный ансамбль под управлением Олега Овчаренко. Это украшение для любой песни. После перестройки большие ансамбли и коллективы распадались, гастроли и поездки стали нерентабельными, а нам, артистам, надо было выживать. Создали небольшие бригады и группы, работали с детскими программами, кстати, дети очень благодарные зрители.
– Опыт у вас большой. Преподаете?
– С моей концертной деятельностью преподавание совмещать трудно. Попробовала и отказалась. Приходится выбирать что-то одно, чтобы никого не подводить, не срывать учебный  процесс. Наши концерты проводятся не только вечером, но и в течение дня.
В репертуаре Надежды Алябьевой  не только эстрадные песни, но и романсы. За годы работы участвовала во многих благотворительных концертах в детских домах и домах ветеранов,  больницах, воинских частях. Пела для солдат и в «горячих точках». Она – лауреат международного фестиваля «Поющее поле». А еще у нее есть свои сольные программы: «Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах», «Куда уходит детство», «Лики любви»,  «С любовью в сердце, музыкой в душе», «Моей душе покоя нет», «Любви негромкие слова», «Музыка любви»...
– Юбилейный вечер — это своего рода творческий отчет. Как себя ощущаете?
– В профессии — замечательно. Самое главное — я состоялась как женщина в семье. Хороший сын, растут внуки. Замуж вышла рано, будучи студенткой. Для меня главный в семье — муж. Спасибо  большое Виталию, что он терпел мои гастроли. Счастлива тем, что вокруг меня очень хорошие люди, всегда готовые поддержать, добавить оптимизма. Сама стараюсь всех зарядить им.
Рядом с нами трудятся молодые артисты, дружу с ними. Смена поколений неизбежна.  Дай Бог, чтобы у них в искусстве тоже все сложилось удачно. Путь этот очень нелегкий. Надо любить не только свое дело,но и тех, для кого ты это делаешь. Перед выходом на сцену всегда интересуюсь, кто пришел на концерт, кого больше — мужчин или женщин. Ради зрителя  могу и перестроить свою программу.  
Вот что говорит о Надежде Алябьевой ее коллега и подруга актриса Галина АЗИАТЦЕВА:
– Надежда –  человек добросовестный и щепетильный. У нее все должно быть на отлично, требовательна к себе на репетициях, переживает за дело. Это хорошее качество. Как сказал один наш музыкант, который давно с Надеждой работает, репетировать с ней трудно, но зато потом, когда она выходит на сцену, – всегда получается отличный результат. Она блестяще исполняет романсы и песни прошлого века. В дружбе, работе верный человек, настоящий и очень светлый. Тот свет, который у нее есть в душе, он и на сцене щедро выливается. Когда у артиста в душе «звенит колокольчик», то и зрители его слышат. Любит природу, цветы. Романтик! И самое главное эти прекрасные качества не уходят с годами.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...