Ирина МИХАЛЕВА: «Больница – это живой организм…»
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Ирина МИХАЛЕВА: «Больница – это живой организм…»


В октябре этого года детской больнице на Хуторской исполнилось 50 лет – она была открыта 4 октября 1964 года.    
За полвека работы здесь было проведено около 110 тысяч хирургических операций, лечение получили более 250 тысяч детей. Ежегодно через стационар больницы проходит порядка 4 тысяч маленьких пациентов, а в травматологический пункт, единственный на весь Курск, за год обращается за помощью 12 тысяч юных курян. По итогам деятельности с 2009 года больница ежегодно включается в Российский национальный реестр «Ведущие учреждения здравоохранения России».
О том, с чем еще пришла больница к своему юбилею, наш разговор с главврачом Ириной Михалевой.
Дети –  они и в больнице дети
–  Вас по привычке продолжают называть «городской больницей на Хуторской»…
–  С 2012 года мы называемся «Курская областная детская больница №2». А насчет привычки хочу сказать, что за эти два года наше название уже прижилось – еще год назад нас действительно называли «городской на Хуторской», а сейчас уже привыкли и говорят «вторая детская областная».
Сейчас больница представляет собой лечебное учреждение, в составе которого – стационар на 120 коек, в том числе 40 коек для новорожденных и недоношенных детей, так называемый второй этап выхаживания, и 80 детских хирургических коек. Мы единственная в Курской области больница, которая оказывает хирургическую помощь детям. Также у нас работает круглосуточный детский травматологический пункт, куда могут обратиться пациенты в возрасте от рождения до 15 лет – из Курска и близлежащих районов области.
–  Да уж, травмпункт на Хуторской знают все – потому, повторюсь,  что он один на весь город…
–  Да, и детская хирургия, повторюсь,   тоже одна – больше нет. В Курской области потребность в хирургических койках все годы превышала имеющиеся возможности, поэтому и было принято такое решение – увеличить их количество, что и   сделано с 2013 года.
Конечно, это было совершенно правильное решение, потому что улучшились условия пребывания детей…
–  По сколько человек теперь в палатах?
–  Меньше двух нет. Конечно, бывает, что, если больной с таким заболеванием, которое требует индивидуального ухода, тогда мы помещаем его отдельно. А так в палатах максимум шесть человек. Но вы не забывайте, что это дети – там, где взрослому хочется полежать, отдохнуть в палате с книжкой, ребенку, может быть, легче переносить недуг, когда рядом такие же дети, как он. Дети остаются детьми в любой ситуации, как бы им не было плохо…
–  А родителям разрешаете находиться с детьми?
–  Разрешаем. До 6 лет госпитализируем только с одним из родителей или законным представителем. А с детьми старшего возраста – при наличии медицинских показаний, как это предписано законом. Если есть необходимость индивидуального ухода за таким ребенком, тогда госпитализируем со взрослым, которому так же, как и ребенку, предоставляем бесплатное пятиразовое питание. Оно, к слову, у нас очень хорошее  – очень вкусно готовят наши повара, пекут замечательные булочки и пирожки.
–  Как вам удалось этого достичь? Обычно словосочетание «больничное питание» используют, когда хотят обрисовать его невысокое качество…
–  Мы много трудились для этого – у нас же не просто питание, оно лечебное, соответствующее различным диетам. Поэтому внимание к проблемам пищеблока всегда было повышенным – и в плане ремонта, и в плане подбора персонала. Нельзя сказать, что вчера все было плохо, а сегодня хорошо:   для того, чтобы поднять качество питания на должный уровень, потребовались определенное время и финансовые затраты. На сегодняшний день питание у нас действительно качественное, вкусное и полезное, и я говорю об это не голословно – раз в квартал мы проводим анкетирование и получаем только хорошие отзывы.
–  От детей?
–  Нет, конечно  –  от родителей, как законных представителей наших маленьких пациентов. И здесь хочу сказать  – мы не закрыты для общения, каждый родитель может обратиться к лечащему врачу, заведующему отделением, начмеду, ко мне. Пожалуйста, в любой момент. У меня нет на дверях  таблички «часы приема», поэтому можно обращаться в течение всего рабочего дня.

О материальном и не только…
– За счет чего удается и пищеблок держать на уровне, и  ремонт проводить – ведь все это требует определенных материальных вложений?
– Больница, как и все лечебные учреждения Курска и области, финансируется Фондом обязательного медицинского страхования Курской области. Отсюда средства на питание, медикаменты и многое другое.
А вот ремонты, которые у нас проводятся практически постоянно,  –  это благодаря участию больницы в федеральных программах и за счет средств областного бюджета. Вот, например, в 2011-2012 годах  Курская область участвовала в федеральной программе модернизации здравоохранения. По масштабам это была совершенно грандиозная программа, и то, что наша больница изменилась, во многом ее заслуга – мы получили более 40 млн рублей на оборудование и почти 30 млн рублей на ремонт...
–  Только фасад сохранил исторический вид – на него, видимо, средств не хватило…
–  Зато в этом году удалось полностью перекрыть крышу, а это –  огромная работа и большие деньги. Надеюсь, что в следующем году и фасад сделаем!
По федеральной программе помощи пострадавшим при ДТП, в которой наша больница участвует второй год, мы также получили средства и на современное оборудование, и на ремонтные работы. Капитально отремонтированы операционные блоки, сейчас вот ремонтируем большую часть хирургического отделения – все благодаря этой программе. Если наше участие в ней продолжится, для больницы, а значит, и для наших маленьких пациентов, это будет благо.
Кроме того, депутаты Курской облдумы в этом году выделили  больнице 750 тысяч рублей, за счет чего удалось переоборудовать пищеблок. Так что, по большому счету, нас не обижают…
–  Как у вас со снабжением медикаментами, расходными материалами – санкции не сказываются? Ведь многое в связи с ростом доллара подорожало, а оборудование наверняка импортное?
– Поскольку мы работаем по федеральному закону №44, контрактная система дает возможность влиять на цену закупки и получать реальную экономию…
–  Вы не только главврач, но еще, получается, и менеджер. А кто вы по специальности?
–  По клинической специальности  – врач-рентгенолог. Я не совмещаю работу по специальности с должностью главврача, но и не отрываюсь от профессии – присутствую на планерках, иногда коллеги интересуются моим мнением. У главврача многогранная работа – тут и оборудование, и специализированная помощь, и тут же, рядом, лампочки, ведра, потому что без них в больнице тоже не обойтись…   А как иначе? Больница – это живой организм, это как дом, за которым надо смотреть…
– Расскажите о своем коллективе  –  говорят, у ваших хирургов золотые руки…
–  Работа наших хирургов, как и любых медиков, заслуживает уважения. Конечно, коллектив у нас замечательный. Я возглавила его в 2000 году, когда шла смена врачебных поколений, – это был непростой период. Сейчас состав больницы значительно омолодился…
–  К вам охотно идет молодежь?
–  Наверное, да – я смотрю, желание есть работать. Но прежде чем из врача  получится врач, должно пройти лет пять. А чтобы из врача получился хороший врач, должно пройти, наверно, лет десять-пятнадцать… То, что каждый ребенок – это ценность великая и на ребенке учиться нельзя, это абсолютная аксиома. Поэтому так важен симбиоз опыта и молодости. С детьми должны работать, прежде всего, люди грамотные и добросердечные, которые любят детей и настроены на то, чтобы совершенствоваться. Таких мы берем с удовольствием.
–  А есть нехватка каких-то специалистов?
–  Есть, конечно. Хронически не хватает анестезиологов-реаниматологов, врачей ультразвуковой диагностики. По остальным специальностям штат укомплектован. А дефицит врачей анестезиологов-реаниматологов – это не только наша проблема, она существует  практически во всех лечебных учреждениях и Курской области, и России. И потом, в нашей больнице надо не просто работать – надо служить своему делу, служить детям. Это тяжело и сложно – эмоционально и психологически, и знания нужны, и учиться необходимо постоянно. Это, еще раз повторюсь, очень тяжелый труд.
–  Часто возникают такие ситуации, когда не удается справиться своими силами и приходится обращаться куда-то за помощью?
–  Это нормальная практика, мы все-таки учреждение второго уровня. Обращаться за помощью иногда приходится – в таких случаях мы имеем возможность связаться с коллегами и по телемедицинской связи, и через электронную почту. Коллеги из центральных клиник всегда отзывчивы на наши просьбы.
Если же ребенок требует направления в центральную клинику, этот механизм отработан – через областной комитет здравоохранения направляем необходимые документы, выписки. Лучшая благодарность – детская забывчивость.
–  Скажите, ваши выздоровевшие пациенты часто возвращаются,  чтобы сказать спасибо?
–  Редко. Они уходят  –  и забывают про нас. Это же дети. Слава богу, забыл ребенок врача, и хорошо. Он должен помнить что-то другое в этой жизни, нежели больницу. Ребенок это ребенок, он рад всему, он быстро переключается. Как можно ждать от него благодарности? Он ушел, забыл тебя, ты не остался у него в памяти каким-то черным пятном – и это хорошо. И дай бог, чтобы он никогда больше не переступал порог больницы…
–  И все же, несмотря на такое пожелание, насколько востребованы ваши койки?
–  Койки востребованы – заняты практически постоянно. Пик, конечно, приходится на лето – дети оторвались от компьютеров и вышли погулять. И лазят по гаражам, по заборам, ломают руки-ноги, разбиваются на скутерах и т.д. Пользуясь случаем, хочу предостеречь родителей: не давайте вы детям опасные игрушки, я имею в виду скутеры. В случае ДТП это очень тяжелое зрелище и тяжелые травмы, жалко этих детей – им хоть и по 14 лет, а все равно ребенок есть ребенок, ему больно. Поэтому если можно ребенка от чего-то уберечь, его надо от этого уберечь. А если можно чему-то научить – в данном случае, соблюдению Правил дорожного движения – надо научить, и желательно собственным примером соблюдения этих правил.
–  Как отметили юбилей больницы?
–  Замечательно. У нас было торжественное собрание – спасибо городскому управлению культуры и школе искусств №1 имени Свиридова, которые помогли нам  с залом и концертной программой, где выступали их талантливые воспитанники. Мы разослали всем приглашения – пришли ветераны, сотрудники, которые в разные годы работали в нашей больнице. Даже из других городов приезжали. Мы подготовили видеоматериалы о прошлом и настоящем больницы – по-моему, все у нас получилось…
–  Какие планы на будущее?
–  Продолжать работать, участвовать в целевых программах, улучшать нашу материальную базу. Фасад, если удастся, отремонтировать. Очень важным представляется такое направление, как повышение профессиональной квалификации наших врачей путем их обучения в центральных детских клиниках – там, где концентрируется сложная патология и где оказание медицинской помощи «стоит на потоке». В Москве, Санкт-Петербурге…
–  Через месяц – Новый год. Если бы у вас была возможность написать письмо Деду Морозу, о чем бы вы его попросили?
–  Чтоб войны не было…
  • Комментарии
Загрузка комментариев...