Архимандрит СИМЕОН: «Каждый из нас – икона Бога»
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Архимандрит СИМЕОН: «Каждый из нас – икона Бога»


Накануне Нового года на заседании Священного Синода было принято решение назначить иеромонаха Симеона (Томачинского) на должность ректора Курской духовной семинарии с возведением его в сан архимандрита. Новый ректор уже приступил к служению. С ним встретилась наш корреспондент.    
Из досье
Родился в 1973 году в Москве. В 1996-м окончил филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Первый главный редактор издания МГУ «Татьянин день». В 1999 г. защитил кандидатскую диссертацию по творчеству Гоголя и поступил послушником в Сретенский мужской монастырь. В 2003 году был пострижен в монашество. В 2008-м окончил Сретенскую духовную семинарию, в 2012-м – аспирантуру при Московской духовной академии. В 2009-2014 годах – преподаватель Сретенской духовной семинарии. С 25 декабря 2014 года – ректор Курской духовной семинарии.
– Вновь назначенные ректоры светских вузов обычно приходят со своей программой. Существует ли такая традиция у ректоров духовных учреждений?
– В Курске до этого никогда не был, поэтому навязывать сразу свою программу с моей стороны было бы неправильно. Здесь есть свои замечательные традиции, своя основа. В Православии главное – преемственность, традиция. Ломать сразу существующее ни к чему хорошему не приведет, как мы видим и в нашей отечественной истории. Сейчас, когда проходят реформы как светского, так и духовного образования, в первую очередь надо погрузиться, изучить дух существующих традиций, и на этом фундаменте постараться строить что-то новое.
Современный священник должен быть всесторонне образован, готов давать ответ на любые, даже самые непростые вопросы. Сейчас много интеллигенции ходит в храм. И для этих людей культурный багаж христианского мира имеет огромное значение. Ни в коем случае нельзя его отрицать, что сейчас порой происходит в Европе, потому что, как отмечено святым Иустином Философом: «Все хорошее, что сказано когда-то, принадлежит нам, христианам».
Не случайно сейчас русскую литературу ввели как обязательный предмет в семинариях. Наши великие писатели: Пушкин, Гоголь, Достоевский и другие – помогают понять, в чем, собственно, состоит христианство, на конкретных примерах. Одно дело, когда провозглашается некая абстрактная, пусть и правильная мысль, нравственный императив. Но как он приложим к жизни? Это не всегда легко понять. К сожалению, в советское время эта традиция была искусственно прервана, поэтому многие как бы заново открывают для себя христианство. И здесь наши писатели, наша великая культура могут очень сильно помочь.
– Многие, чью душу затронули произведения русских классиков, вероятно, отсюда и начали свои первые шаги к храму.
– Конечно. Это очень распространенное явление. И про себя могу сказать. Крестился в последнем классе школы под большим влиянием произведений Достоевского. Кстати говоря, не только наши соотечественники, многие иностранцы, читая Достоевского, Пушкина, обращаются к христианству. И главная тема не только русской литературы, но и мировой, на мой взгляд, – Промысл Божий: как Бог действует в жизни людей. Или человек слушает Его голос, старается следовать Божьим заветам, или он Его отрицает и идет по велению своих страстей, и с ним случаются трагедии, как, например, с Анной Карениной. Толстым прекрасно и органично показано, как грех является неизбежным последствием поступков человека, как он его разрушает. И это не какое-то наказание извне, это изнутри человек сам себя разрушает своим поведением. Если он вовремя не остановится, не покается, неизбежна трагедия...
– О кинорежиссере Андрее Тарковском вы сказали: «Он – наш Гагарин в кино». Так велико его значение для России и мира?
– Полагаю, что да, и это не только мое мнение. Тарковского можно было бы назвать и «Достоевским в кинематографе», потому что на первом месте для него всегда стояли нравственные вопросы, поиски человеком Бога. Все его фильмы: и «Солярис», и «Зеркало», и «Ностальгия» и другие, я уж не говорю про «Андрея Рублева» – все они о поисках смысла жизни, о звучании совести в душе человека... Но и сегодня есть достойные примеры, когда в фильмах передаются важные христианские истины. И все это многообразие культуры и человеческого опыта будущий пастырь должен осмыслить, ввести в свою жизнь и суметь преподнести людям. Поэтому очень важен в семинарии цикл гуманитарных дисциплин. В первом высшем учебном заведении России — Славяно-Греко-Латинской академии, которую основали братья Лихуды, приоритет был отдан именно гуманитарным дисциплинам: философии, литературе, истории, сопутствующей им риторике. Разумеется, преподавались и некоторые богословские науки, история Церкви и так далее. Но основой образования, как это всегда было и в классических университетах, являлись гуманитарные предметы. Наши замечательные святители первых веков: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов – вначале получили самое лучшее по тем временам образование, и потом уже, используя полученные знания, могли осуществлять свое служение, свою проповедь с гораздо большей силой.
– Темой своей научной диссертации в МГУ вы выбрали творчество Гоголя. Почему?
– Гоголь с детства вызывал у меня большой интерес. К тому же во мне тоже намешана русская и украинская кровь, и я согласен с Гоголем, что эти две нации созданы самим Богом, «чтобы дополнять друг друга и явить нечто совершеннейшее в человечестве». Позже для меня открылся Гоголь как духовный писатель и сердечно преданный Христу и Церкви человек. Наверное, это одна из самых интересных и загадочных фигур в русской литературе.
– А произведения современных писателей входят в круг ваших интересов?
– Стараюсь читать, чтобы не отставать от жизни. Без книги жить невозможно. И это не только мое убеждение. Слышал от людей серьезного бизнеса, которые занимаются им почти 24 часа в сутки, что они тоже не могут не читать хорошую, умную литературу, хотя бы одну книгу за пару недель. Казалось бы, зачем художественная литература человеку бизнеса? Речь идет, конечно, о качественной литературе. Без нее человек просто деградирует. Хорошая литература дает такой опыт жизни, который в другом месте получить нельзя. Все-таки наш личный опыт неизбежно ограничен годами, человеческой субъективностью, а литература позволяет расширить его. Я своим студентам говорю: вы можете прожить  много жизней благодаря литературе.
– Некоторые говорят: в современной литературе ничего хорошего нету...
– Есть такие суждения, но не могу с ними согласиться. Среди современных книг есть потрясающий роман «Лавр» Евгения Водолазкина, книги Алексея Варламова, Алексея Иванова, Захара Прилепина, Олеси Николаевой и другие. И среди зарубежных авторов можно найти хорошую литературу. Мне очень нравится, хотя он и не христианский писатель, Орхан Памук – это турецкий автор, нобелевский лауреат. Какое-то новое понимание жизни из его произведений несомненно можно получить.
Или одно из последних произведений португальского писателя Жозе Сарамаго – фантастический роман-притча «Перебои в смерти», о том, как в одном из государств вдруг прекратила свою деятельность смерть и что из этого вышло. Мы часто ропщем, когда теряем близких людей, хороших знакомых, говоря: «Какая несправедливость»... Конечно, несправедливость. А что будет, если перестанем умирать?
– Интересный философский вопрос...
– Как ни странно это прозвучит, смерть приносит много хорошего  в нашу жизнь, оживляет ее другими красками, каждое мгновение получает другой вкус, другую ценность... Интересных книг много. Не всегда они написаны глубоко верующими людьми, но секрет гениального человека ведь до сих пор не раскрыт. Как-то им удается вдруг приоткрыть такую сторону жизни, человеческой личности – благодаря Божьему дару, безусловно, что, кроме как в книгах, мы, может быть, никогда это и не найдем.
– Что сегодня, в этих трудных условиях лукавого века, важно для человека, заботящегося о своей душе? Не все идут в храм, не все читают книги... Многие ждут помощи от священников и зачастую – не сугубо назидательной... А какой она должна быть?
– На священника смотрят как на образец с разных точек зрения: нравственной, интеллектуальной, духовной. Мне кажется, основной стержень в каждом человеке — это наше доверие Богу, вера в Него, в Промысл Божий. Вера в то, что Господь не где-то там далеко, Он – рядом с нами. И в этом смысле мы не можем себе позволить вещей, оскорбляющих не только Бога, но и наше человеческое достоинство. Мы сами себя порой своими поступками унижаем, растаптываем.
– Этому важно научиться сейчас многим. Конфликты, несдержанность в общении – примета нашего времени... А ведь русский человек всегда был достойный человек. Надо вернуть это ощущение в нашу жизнь.
– О самоуважении сейчас часто говорят. Прежде всего оно заключается в том, что мы в себе уважаем образ Божий, который нельзя растаптывать. Это как икона. Каждый из нас – икона Бога. Можно заботиться, чтобы она пребывала в чистоте, а можно испоганить ее своими поступками... Если каждый человек везде и повсюду будет помнить о присутствии Бога, о своем высоком достоинстве, призвании, будет светлеть его душа. Помните, как Окуджава пел: «Совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство». Если этому следовать, то, как мы говорим: «Может, и не станешь победителем, но зато умрешь как человек».
Человек – это очень высокое понятие. В этом смысле нам всем есть чему учиться. А когда мы чувствуем, что Господь рядом, тогда и радость у нас появляется, и полнота жизни. И как не вспомнить преподобного Серафима Саровского, нашего соотечественника, родившегося в Курске. Его главное послание нам, сегодняшним, – радуйтесь всегда, не унывайте, нет нам дороги унывать, Господь всегда рядом, только сохраняйте веру свою, умножайте ее.
– Мы часто недооцениваем значение культуры. А в последнее время она становится главным оружием в столкновении цивилизаций. Почему сегодня так важно нам, россиянам, стать собою (вот и президент об этом все чаще говорит), хранить свою культуру и свое наследие? Массовая культура меняет духовную жизнь человека?
– Человек так устроен, что его эстетические, художественные запросы всегда будут искать пищи, даже если он сам себе в этом не отдает отчета. Но это будут или «культур-мультур», «духовный фастфуд», низкопробная продукция, или по-настоящему качественное искусство, отвечающее глубинным потребностям человека. К счастью, наша русская культура (и литература, и музыка, и хореография и многое другое) необыкновенно богата и глубока. Не случайно весь мир с восхищением читает Достоевского, слушает Чайковского, наслаждается Левитаном, можно долго перечислять эти имена. Если мы сами будем ценить свое достояние и погружаться в его живительные воды, то нам не страшны ни санкции, ни колебания валютного курса, ни любые другие испытания.
– В наше время священники ведут большую социальную работу. Доброта души, отзывчивость у батюшек тоже должна присутствовать...
– Священник – особое служение. В первую очередь к этому должно быть призвание. Главное, чего хотелось бы, – чтобы наши священники понимали людей, были снисходительны к ним. Понимали, какой трудный мир сейчас, что нельзя «рубить с плеча». Надо сострадать людям. Иногда человеку много-то и не надо. Доброе слово, добрый взгляд... Преподобный Амвросий говорил, что «от ласки у людей бывают совсем другие глазки». Иногда простое теплое отношение может вывести человека из депрессии, тяжелого душевного состояния, оградить от самоубийства.
Знаем, что мало кто живет сейчас без скорбей. И если священник будет сам себя готовить вот к такому служению милосердия и соответствующий опыт получать уже в семинарии через литературу, общение с людьми, через своих старших товарищей, преподавателей и священников, то, конечно, за ним пойдут люди, и он сможет помочь им преодолеть трудности. Любые трудности можно победить, можно даже на пользу себе обратить, если в сердце Бога имеешь, если ты понимаешь, что это для твоего испытания, что посланы они тебе для того, чтобы стать лучше.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...