Сослагательное наклонение древнего города
Свежий номер: 14 марта 2024 (4959)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Сослагательное наклонение древнего города


О планировочных и архитектурных альтернативах в развитии нашего города. Что могло свершиться, но не свершилось…    
НАЧНЕМ с общеизвестного факта: многие улицы Курска были проложены на первом генплане 1782 года без особой привязки к рельефу нашего города, по неудобьям и вдоль косогоров. Налицо кабинетное решение, когда можно нарисовать город, не выезжая из столицы. Впрочем, возможен и другой вариант, более дальновидный. Куряне, исполняя генплан, вынуждены были засыпать глубоченные овраги, чем в другой ситуации они просто пренебрегли бы. То есть  «быть по сему» и хоть ты тресни…
Как раз исходя из этого принципа (делай, что велела императрица), главная улица нашего города (Ленина – Московская) пролегла вдоль хотя и незначительного, но косогора, который ниспадает в сторону Тускари. Зато получилось точно с юга на север. А где она могла бы располагаться, если бы речь шла о разумной привязке к рельефу? Ответ простой: по линии водораздела (Тускарь-Кур) главного городского холма. То есть  по самой высокой его части, от Знаменского собора (архитектурная доминанта) в сторону условной точки на пересечении улиц Гоголя и Радищева.
Так вот, наш Знаменский собор сориентирован как раз по линии водораздела, а не по линии юг-север. Получается, что нынешняя «нацеленность» собора не совпадает с планом перестройки города 1782 года? Но ведь его начали строить в 1816 году, а к тому времени план перестройки Курска активно воплощался целых 28 лет. Да и улица Московская (Ленина) была уже проложена в строгом соответствии с первым генпланом.
Впрочем, известно, что при строительстве нынешнего собора частично был использован фундамент его предшественника, снесенного в 1815-м. Исполнить такой строительный прием (весьма распространенный даже в наши времена) было бы  затруднительно, задумай архитектор хотя бы слегка развернуть новое здание вокруг оси старого… То есть старый собор тоже был направлен на линию водораздела Тускари и Кура? Стало быть, куряне уже тогда (задолго до планировочного вердикта императрицы) думали о долгосрочном развитии города, соизмеряясь с его реальным рельефом? Получается, что географическое ориентирование Знаменского собора – это своеобразный памятник планировочным задумкам курян XVII-XVIII веков.
КАК СЛОЖИЛАСЬ бы планировочная судьба нашего города, если бы Екатерина после своего черноморского вояжа возвращалась не через Курск, а, скажем, через Рыльск? Вошел бы тогда наш город в список (не такой уж обширный) подлежащих перестройке с использованием государственных средств? Но Екатерина с высоты главного городского холма любовалась садами и золочеными куполами закурной части, и, очевидно, город запал ей в душу. А если бы нет? Думаю, тогда закурная часть, оторванная природными неудобьями от главного городского холма, разрезанная вдоль и поперек оврагами, долго существовала бы как автономная слобода. Напрашивается сравнение с Ямской, но у последней было профессиональное единение, которое давало этой территории развитие, да и природный рельеф этой площадки куда выгоднее для жизни.
Впрочем, как раз от закурной части города с давних времен начинались дороги, которые вели на юг и на юго-запад. Еще во второй половине XVII века упоминается так называемая Белгородская дорога, которая начиналась как раз вдоль западного «крыла» нынешней улицы Дзержинского. В те времена она поднималась вверх (на запад), замысловато петляя между многочисленными в этих местах оврагами и буераками, потом поворачивала на юг. Старооскольская дорога пролегала в направлении на юг по нынешней улице Добролюбова через Тускарь, Цыганский бугор, село Лебяжье-Толмачево… Ясно, что закурная часть в смысле транспортных коммуникаций с давних времен была достаточно автономной, чего не скажешь о главном городском холме.
ОЧЕНЬ показательна судьба возникновения и развития улицы Херсонской (Дзержинского). Ее западная часть (от Кура в сторону нынешней улицы Энгельса) была сформирована как улица раньше восточной. Возможно, это «первенство» объясняется как раз существованием древней Белгородской дороги. Причем Херсонская изначально планировалась гораздо шире Московской. Так не было ли замысла именно ее сделать центральной? Во всяком случае, дом губернатора построили именно там, а не на его прежнем месте – Красной площади.
Через Кур долгое время не было надежного моста – только деревянные. Об этом задумались, когда начали прокладывать восточное крыло Херсонской. Построили добротный каменный мост. Его куряне долго так и величали – «Каменный». Кстати, под землей он работает на город до сих пор.
Так или иначе, но именно завершение улицы Херсонской (широкой, удобной, с Каменным мостом посредине) сделало город единым, а не распадающимся на автономные части. Так что стоит еще раз вспомнить Екатерину II добром, несмотря на явную кабинетность проекта 1782 года.
В НАЧАЛЕ сороковых годов XIX века, когда был близок к реализации проект водно-транспортного (Александрийского) пути от Курска по Сейму в сторону Малороссии, у московского начальства возникла мысль перенести Коренскую ярмарку непосредственно в наш город, расположив ее близ впадения Тускари в Сейм. Такие примеры в России того времени были, достаточно вспомнить перенос Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород, что сильно содействовало экономическому развитию города. В рамках этого проекта собирались даже прокопать русло тупиковой в те времена протоки Кривец до Сейма, подняв в последнем воду плотиной хотя бы на метр. То есть вода из главной курской реки должна была через Кривец пополнять Тускарь, сделав ее полноценно судоходной. Как сложилась бы судьба нашего города, если бы проект был осуществлен? Как минимум Курск начал бы усиленно развиваться на юг, в сторону равнинной части, избежав возвышенностей и неудобий… Впрочем, у данной задумки были сильные оппоненты, которые уже тогда утверждали, что если в регионе нет такой реки, как Волга, то будущее за развитием железных дорог. Потом и вовсе началась Крымская война, которая многое изменила в России.
ЧЕМ нынешней улицы Бойцов 9-й дивизии, которую во времена оны называли Сороковой именно за ее поперечный размер – 40 аршин (28-30 метров)? Это шире, чем улица Херсонская и Московская тех времен. Не было ли у предков замысла предусмотреть наши с вами планировочно-транспортные проблемы? То есть, создать своеобразный «резерв», который рано или поздно был бы востребован? Кстати, именно эта улица (Сороковая) с ее продолжением в виде виадука над Куром была выбрана уже во второй половине XX века для создания транспортной связки между центром города и Казацкой слободой. Пока замысел осуществить не удалось, но улицу Ватутина в ее нижней части лет двадцать назад значительно расширили до размеров ее визави – Сороковой. Не видите здесь исторических параллелей?
Зачем нашему городу такая обширная главная площадь? Она «не по Сеньке» и сегодня, а уж в конце XVIII века  для сплошь деревянного города – тем более. Некоторое время ее даже делили на две площади: собственно Красная и Знаменская. Уже во второй половине XIX века площадь начали активно застраивать, превратив в некое продолжение улицы Московской. Лишь после войны ее параметры (такие, как на гравюре 1839 года) были восстановлены.
Кстати, до 1782 года площади в нынешнем смысле на этом месте не было:  там располагались несколько десятков хаотично расположенных подворий и площадки для торговли. Уже после вступления в силу планировочного решения, когда пространство расчистили (не смутил и тот факт, что для этого пришлось снести как минимум два старинных храма), Красную в Курске среди горожан величали на старый манер и совсем не так помпезно: Рыночная, Базарная, Торг… Именно отсюда и долго бытовавшее среди курян название храма, стоявшего рядом: «Никола на торгу».
Но все же, почему на первом генплане Красная площадь столь пространна? Ее вполне можно сравнить с крупнейшими площадями в Москве и Санкт-Петербурге. Не аванс ли это курянам со стороны планировщиков? Дескать, рано или поздно город разрастется и будет как раз подстать своей главной площади… Или это своеобразный карт-бланш городским архитекторам, где строгая планировка генпланом не предписана: дескать, на усмотрение горожан. Тогда правильно ли мы воспользовались этим пространством за последние 200 лет, возводя здесь в разные времена хаотичные торговые ряды, здание цирка, обширный жилой дом (Красная площадь, 2/4), общежитие (Красная площадь, 6)?
Кстати, площади, именуемые Красными, именно в конце XVIII века появились в Ярославле, Таганроге, Красноярске, Чебоксарах, Оренбурге и Перми. Может быть, как раз для того, чтобы возложить на городские власти дополнительную ответственность за внешний вид и благоустройство этого знакового кусочка города? А в Оренбурге есть еще и улица «Красная площадь».
А как бы куряне могли назвать свою нынешнюю Красную площадь, не будь это имя вписано в первоначальный генплан? Скажем, «Пятницкая» – в память о снесенном здесь храме. Кстати, центральная въездная башня курской крепости в свое время тоже называлась Пятницкой. Дело в том, что рядом с торгом в старом русском городе должны были стоять два храма: Николаевский и Пятницкий. Курск в этом смысле не был исключением… Впрочем, в старом Курске уже была Десято-Пятницкая площадь (неподалеку от нынешней площади Перекальского) но к святой Параскеве-Пятнице это никакого отношения не имело… Вполне подошло бы и название Знаменская площадь – в честь храма, архитектурной и духовной доминанты города.
КОГДА в начале шестидесятых годов XIX века разрабатывался проект Московско-Курской железной дороги, то относительно нашего города решался весьма важный вопрос: где предусмотреть главный вокзал? Решили устроить его подальше от города, в Ямской слободе, чтобы меньше было шума и дыма от поездов. Но было и другое решение – на левом берегу Тускари, примерно напротив нынешнего цирка. Последующее развитие событий показало, что сторонники «ямского» варианта были правы. Впрочем, железная дорога могла бы вообще не пройти через наш город или прийти в Курск гораздо позже 1868 года. Первоначально было несколько вариантов ее строительства, при этом «курский» был не самым экономичным с точки зрения объемов земляных работ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...