Муниципальное имущество учет любит…
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Муниципальное имущество учет любит…


Любой город – это не только улицы, дома и населяющие его  люди, но и муниципальное имущество – движимое и недвижимое. От того, как им управляют, во многом зависит благосостояние города и горожан.    
На эту тему наш корреспондент побеседовал с заместителем главы администрации Курска – председателем комитета по управлению муниципальным имуществом Курска Александром Булгаковым.
– Александр Николаевич, что необходимо в первую очередь для эффективного управления муниципальным имуществом?
– Прежде всего, обеспечить регистрацию права собственности города. Это – приоритет  нашей работы.
Работа по регистрации права муниципальной собственности началась в 1999 году. До 2008 года на основе сохранившихся архивных данных нашим специалистам удалось оформить право на 450 объектов недвижимости. В последующие годы комитет регистрировал по 500-600 объектов ежегодно, в 2014-м – уже 1270 объектов. В этом году планируем перевыполнить прошлогодние показатели.
Уже зарегистрировано право собственности на 3 тысячи объектов нежилого фонда, что составляет 64% от всего нежилого фонда муниципальной собственности Курска – это очень высокий показатель среди муниципальных образований РФ. И в этом –  заслуга сотрудников нашего комитета, сделавших первый большой шаг к эффективному управлению имуществом города.
Другим значимым шагом в этом направлении является учет муниципального имущества, осуществляемый в соответствующем реестре. Ведение такого реестра означает включение в него (или исключение) объекта, а также изменение сведений о нем.
Для автоматизации процесса учета объектов муниципальной собственности нами была приобретена в 2014 году информационная система «Реестр муниципального имущества», которая отвечает современным требованиям и содержит более полные сведения о муниципальном имуществе Курска в соответствии с действующим законодательством РФ.
В настоящее время в реестре значится около 17 тысяч объектов недвижимого имущества: земельные участки – около 1,6 тыс. общей площадью 4,1 тысячи га (это 21% от общей площади города), жилой фонд (жилые квартиры и комнаты) – около 10,5 тысячи объектов, нежилой фонд (здания, помещения, объекты коммунальной сферы) – чуть больше 4,5 тысячи объектов. А также более 1,5 млн единиц движимого имущества.
– Была ли реализована программа приватизации муниципального имущества города в 2014 году и каковы доходы от ее выполнения?
– В план приватизации муниципального имущества на 2014 год было включено 14 помещений и зданий, подлежащих продаже на открытых торгах, 21 объект движимого имущества и пакет акций ОАО «Курские электрические сети».
Фактически в прошлом году реализовано 10 зданий и помещений площадью порядка 548 квадратных метров, 9 единиц автотранспорта. Доход в бюджет города составил около 5 млн рублей.
К сожалению, не удалось реализовать акции ОАО «Курские электрические сети»  из-за отсутствия желающих приобрести их. Основная причина заключается в том, что пакет акций не является контрольным, поэтому владение им не дает возможности влиять на принятие управленческих решений.
К слову, продажа имущества в большинстве случаев не рассматривается как эффективный инструмент управления. Однако существует  объективная реальность – федеральный закон 159-ФЗ, в рамках которого с 2009 года проводится имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства. Суть его заключается в предоставлении  предпринимателям возможности приобрести арендуемое ими имущество на внеконкурсной основе по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком. Арендатор вправе оплачивать выкупаемое имущество в рассрочку сроком не более пяти лет.
В Курске порядка 350 арендаторов имеют преимущественное право на приобретение муниципального имущества. На сегодняшний день уже заключено более 280 договоров купли–продажи. Выкупная стоимость имущества составила 817,5 млн рублей, из которых 630 млн уже поступили в бюджет города. На рассмотрении находятся еще  30 заявлений.
– Часть депутатов Горсобрания по-прежнему предъявляет претензии комитету: дескать, продаете не то и не тому, да и с арендой не все гладко, есть большие долги в бюджете. Чем можете ответить?
– Начиная с 2010 года, комитет для заключения договоров аренды ежегодно заказывает у независимых оценщиков отчеты о рыночной стоимости права аренды всех объектов муниципальной собственности, предназначенных для передачи в аренду.
Выбор оценщиков проводится в соответствии с федеральным  законом  №44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных услуг». В свою очередь оценщики – юридические и физические лица – оказывают услуги по проведению оценки рыночной стоимости аренды объектов, руководствуясь требованиями федерального закона №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».
Согласно этому документу, заказчик не вправе вмешиваться в работу независимого оценщика и влиять на результат работы. Такое вмешательство, тем более со стороны муниципальных заказчиков, может расцениваться как неправомерные действия, вплоть до злоупотребления или превышения полномочий и на практике контролируется и пресекается правоохранительными органами.
Таким образом, влиять на формирование размера арендной платы за использование имущества муниципальной собственности, на ее увеличение или уменьшение, невозможно. Аналогично при совершении сделок по приватизации комитет выступает заказчиком и заключает договоры на проведение оценки муниципального имущества, включенного в план приватизации, с независимыми оценщиками, которые, в свою очередь, предоставляют отчеты о рыночной стоимости имущества – то есть, его начальную цену на торгах.
Что же касается продажи муниципального имущества, она проводится в соответствии с Планом приватизации муниципального имущества, который утверждается решением Горсобрания. Торги являются открытыми по составу участников. Комитетом проводятся необходимые мероприятия, направленные на создание возможности свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о приватизации, которая размещается в информационных системах общего пользования.
– Как, к слову, выполняется решение Горсобрания об отмене субаренды?
– Осенью прошлого года КГС приняло решение о запрете сдачи арендованного муниципального имущества или его части в субаренду. Одновременно администрации города было поручено привести правовые акты в соответствие с данным решением, что и было сделано. Также администрация внесла изменения в типовую форму договора аренды муниципального имущества, запретив арендаторам передавать имущество в субаренду.
В начале текущего года городская прокуратура оспорила вышеупомянутое решение Горсобрания в связи с тем, что, во-первых, данный орган местного самоуправления не вправе принимать такие решения, так как у него отсутствуют полномочия в области гражданско-правового нормотворчества. Во-вторых, принятием такого запрета Горсобрание фактически вмешивается в договорные отношения между администрацией и арендаторами муниципального имущества. Вместе с тем, вопросы, связанные с получением согласия на передачу имущества в субаренду, относятся исключительно к полномочиям городской администрации и регулируются условиями договоров аренды.
Насколько нам известно, суд удовлетворил требования городской прокуратуры, и соответствующее судебное решение вступило в законную силу.
Сейчас комитетом по управлению муниципальным имуществом Курска прорабатывается вопрос, связанный с приведением правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с указанным судебным актом. Однако в настоящее время субаренда муниципального имущества в соответствии с условиями типового договора аренды пока запрещена.
– Каково участие комитета в переселении курян из аварийного жилищного фонда?
– В декабре 2014 года у ОАО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» были приобретены в муниципальную собственность 16 двухкомнатных квартир по проспекту Клыкова, в феврале 2015 года – 9 однокомнатных квартир по проспекту Дериглазова.
В июне 2015 года с ОАО «Курский завод крупнопанельного домостроения имени А.Ф. Дериглазова» заключены муниципальные контракты на покупку еще 34 квартир в Юго-западном и Северном микрорайонах города. Таким образом, комитетом приобретены 59 квартир для переселения жителей из 57 аварийных жилых помещений.
В настоящее время проводится оценка рыночной стоимости изымаемых и предоставляемых жилых помещений, а также долей земельных участков под аварийными жилыми домами с целью заключения с собственниками соглашений о выкупе недвижимого имущества.
– На последнем заседании Горсобрания активно обсуждался  вопрос о приеме в муниципальную собственность квартир для детей-сирот – для чего это нужно?
– В соответствии с Федеральным законом №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых квартир проходит в несколько этапов:
– приобретение квартир комитетом социального обеспечения Курской  области за счет средств областного бюджета;
– включение приобретенных квартир в состав специализированного жилищного фонда и их предоставление детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет, без права приватизации;
– по окончании этого срока орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить договор социального найма, что дает возможность дальнейшей приватизации жилья.
В администрацию города постоянно поступают обращения с просьбой принять в муниципальную собственность жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам социального найма. В данном случае, это однокомнатные квартиры, расположенные по проспекту Дериглазова, 17.
В администрации области отсутствует организация, к полномочиям которой относится приватизация государственного жилищного фонда. В то же время в Курске есть муниципальное автономное учреждение «Агентство по приватизации жилья города Курска», которое оформляет приватизацию муниципального жилья. По достигнутой ранее договоренности вышеупомянутые квартиры передаются в собственность Курска, чтобы их нынешние владельцы смогли реализовать свое право на приватизацию.
С 2012 года по настоящее время в муниципальную собственность принято 263 квартиры, выделенные для детей-сирот.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...