Дорога без конца…
Свежий номер: 14 марта 2024 (4959)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Дорога без конца…


В России евреи впервые оказались в середине XVII века после воссоединения с Украиной, где они жили давно.    
В 1793 году к Российской империи отошли часть Польши, Литва и Белоруссия, куда представители этой национальности пришли еще раньше, чем на Украину.
Евреи в России сразу же были ограничены в праве избрания места жительства: им разрешалось проживание только в особо указанных регионах, составлявших так называемую «черту постоянной еврейской оседлости». В эту «черту» входили 15 западных и южных губерний на территории современных Белоруссии, Литвы и Польши, а также части Украины. Неоднократными царскими указами евреям категорически запрещалось приобретение земельных участков вне городов и поселков городского типа — местечек. Вследствие этого они в Российской империи были обречены на занятия только ремесленничеством, интеллектуальным трудом и торговлей. Правда, еще в 1780-м императрица Екатерина II, в порядке исключения, разрешила евреям купеческого сословия белорусских губерний записываться в купечество городов за пределами черты оседлости, таких, как Смоленск, Курск и даже Москва. С 1819-го право постоянного поселения вне черты оседлости стало распространяться не только на купцов, но и на некоторых ремесленников, в частности, на винокуров (временно, «до тех пор, пока христианское население России не познает их искусство…»), с 1861-го это право стало распространяться и на лиц с высшим образованием, а с 1879-го – на аптекарских помощников, дантистов, фельдшеров и повивальных бабок.
Если по переписи населения 1858 года в Курской губернии проживало 465 евреев, то по переписи 1897-го – уже 4355, из которых 1690 человек – в Курске, 195 – в Дмитриевском, 90 – в Фатежском уездах.
Учитывая не только религиозные, но и профессиональные интересы, евреи, записанные в ремесленные цехи (порядка 500 человек) и в купеческое сословие Курска, селились компактно в уличных кварталах, прилегающих к Покровскому (ныне Центральному) рынку. В 1895-м ими было получено официальное разрешение на обустройство в этом районе первой в Курске синагоги (по улице Луговой в доме купца Бабурина), а в 1901-м – второй (по улице Сосновской в доме купца Желудева).
В период с 1914-го по 1924-й в Курске и губернии произошел значительный рост еврейского населения. Сначала скачок произошел во время Первой мировой войны – за счет приема курянами беженцев из оккупированных немцами Белоруссии и Латвии. Второй был связан с ликвидацией черты оседлости (указ Временного правительства от 20 марта 1917 года), что привело к взрывной миграции еврейского населения из западных регионов Российской империи вглубь страны и к быстрому распаду многовекового уклада компактного проживания евреев.
И вновь приток еврейского населения в Курск и губернию происходил, в основном, за счет миграции из Белоруссии (по линии традиционных родственных связей). Перед началом Великой Отечественной еврейская община Курска по численности в процентном отношении была на третьем месте в России после Москвы и Ленинграда. Во время оккупации Курска, в результате двух массовых расстрелов зимой и летом 1942-го, все евреи, не эвакуировавшиеся из города (более 2000 человек), были расстреляны.
По данным переписи 1979 года, в Курске и области проживало 4089 человек еврейской национальности, то есть  третья по численности группа населения Курской области после русских и украинцев.
СПРАВКА «ГИ»
В Курске и области родились или работали авиаконструктор Михаил Иосифович Гуревич, электрохимик Григорий Федорович Мучник, зоолог и ботаник Эммануил Романович Геллер, химик-аналитик Михаил Бениаминович Ямпольский, педагог Лев Ильич Уманский, ветеринар Михаил Павлович Рязанский, врачи Борис Израилевич Ласков, Мойсей Григорьевич Рудицкий, художник Исаак Наумович Ронкин, писатель Александр Юрьевич Кривицкий, композиторы Матвей Исаакович Блантер и Григорий Самуилович Фрид, артист Владимир Натанович Винокур, генерал Семен Моисеевич Кривошеин…
В 1980-х и в первой половине 1990-х численность евреев в Курске и области резко сократилась из-за массовой эмиграции.
По материалам электронной
энциклопедии «Мой Курск».
www.kva.kursk.ru.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...