«Время и силы – для исполнения долга…»
Свежий номер: 14 марта 2024 (4959)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
«Время и силы – для исполнения долга…»


Со дня на день рядом со зданием КГУ установят памятник Учительнице. Таковых в городах России около 80, и только три из них – Учителю-мужчине.    
Оно и понятно: преимущественно на женские плечи легла эта ноша – учить и воспитывать детей и в небольших сельских школах, и в городах самого разного масштаба. Поэтому не стоит забывать, что монумент, который украсит наш город, может быть, в большей степени будет установлен благодаря тем педагогическим традициям, которые сложились не просто в российской образовательной среде (еще в середине XIX века), а конкретно в ее женском (а стало быть, лучшем) секторе. Значит, в самый раз вспомнить, как в нашем городе готовили образованных женщин.
Курск одним из первых получил женскую школу с высшим курсом образования, основанную на пожертвования сословий, учреждений и частных лиц. Женское училище высшего разряда было открыто 6 декабря 1861 года и располагалось на углу Московской (ныне Ленина) и Чикинской (Ватутина) улиц. В 1870-м учебное заведение стало называться Курской Мариинской женской гимназией. В 1902-м для гимназии было построено новое здание на улице Флоровской (Фроловской), ныне Радищева. Уже в декабре 1863 года в гимназии числилось 125 учениц. Воспитанницы были распределены по шести классам, от приготовительного до пятого включительно. Социальное происхождение их было различно: детей дворян и чиновников – 94 человека, детей городских и сельских сословий – 34. Формой гимназисток было платье темно-красного цвета с белыми кружевами и черным фартуком, отчего гимназию среди курян называли «красной».
Мариинская гимназия славилась требовательностью со стороны учителей по отношению к знаниям учениц и исполнению письменных работ, которые оценивались очень строго, в большинстве своем на основе коллективного педагогического анализа. Нередко ученицы должны были переэкзаменовываться или оставаться на повторительный курс.
Плата была умеренной и необременительной. За обучение обязательным предметам взималось по 25 рублей с ученицы, необязательным (новым иностранным языкам и рисованию) – также 25, музыке – 15 рублей в год.
Наряду с общеобразовательными предметами в гимназии было хорошо поставлено преподавание рукоделия. В 1893 году работы курских гимназисток были отправлены на всемирную выставку в Чикаго, а 1896-м на Нижегородской всероссийской художественно-промышленной выставке за образцы рукоделия Курской Мариинской женской гимназии была присуждена почетная награда.
Первой начальницей (до 1862 года) гимназии была дочь статского советника Любовь Семеновна Мамчич. Сменившая ее Мария Ивановна Якимович пробыла на должности начальницы с 1862-го по 1904-й, то есть 43 года. Она получила прекрасное домашнее образование, отлично владела несколькими иностранными языками. У нее был твердо усвоенный взгляд на задачу жизни: «Как можно более отдавать времени, сил и работы для исполнения своего долга и как можно менее для себя».
Первый попечительский совет Мариинской гимназии возглавлял предводитель дворянства Курского уезда полковник Павел Николаевич Анненков. Педагогический коллектив состоял из лучших преподавателей губернии. Курская гимназия дала путевку в жизнь многим выдающимся специалистам.
В 1918-м Мариинская женская гимназия была упразднена, а ее залы лишь изредка использовались для проведения митингов, докладов, спортивных выступлений, концертов и танцевальных вечеров. Ненадолго гимназия возобновила работу лишь во время пребывания в Курске войск Добровольческой армии осенью 1919 года.
Вторая женская гимназия была открыта в Курске в 1900 году. Располагалась она на улице Московской в доме №5 (примерно на месте нынешнего здания УВД). Начальницей учебного заведения в течение всего времени его существования была дочь надворного советника Мария Александровна Блюм. К слову, при избрании начальницы баллотировалось 30 кандидатов, но только ей удалось получить 10 шаров из 11 возможных. Среди учившихся в гимназии девочек были потомственные дворянки, дочери личных дворян и чиновников, священнослужителей, почетных граждан и купцов, мещан, казаков и крестьян.
Родители учениц заключали с руководством гимназии договор, по условиям которого они должны были одевать своих детей по установленной форме (из-за цвета которой 2-я гимназия называлась среди курян «зеленой»), снабжать всеми учебными пособиями и вносить установленную плату за обучение, а также неукоснительно выполнять все распоряжения руководства.
Обязательными предметами были Закон Божий, русский язык, алгебра, геометрия, физика, история, география, рукоделие. К числу необязательных относились французский и немецкий языки, латынь, танцы, пение, рисование. В восьмом классе изучались также педагогика, гигиена, дидактика, методика русского языка. Ученицы платили от 40 рублей в приготовительном классе до 60 в дополнительном, восьмом классе. Учащие-ся из малообеспеченных семей освобождались от платы, не платили и дети работников гимназии и потомки героев Севастопольской обороны.
Почетной попечительницей гимназии была графиня Екатерина Николаевна Клейнмихель, которая в 1904 году пожертвовала 1500 рублей для учреждения стипендии для беднейших учениц. Гимназическое попечительство способствовало также учреждению стипендий в память о войне 1812 года, в честь 300-летия дома Романовых, 50-летия Курского Филиппцева банка.
Гимназия славилась качеством преподавания, в коллективе были такие выдающиеся лица, как Анатолий Алексеевич Танков – преподаватель русского языка и словесности, краевед, журналист, член Курской губернской архивной комиссии, автор «Летописи Курского дворянства».
В учебно-воспитательном процессе видное место отводилось экскурсиям, которые начинались с первого класса. Ученицы под руководством педагогов и классных надзирательниц посещали Семеновскую обсерваторию, исторический музей, бактериологическую и метеорологическую станции, телеграф, телефонную станцию, Казанский кафедральный собор, рентгеновский кабинет… Совершались экскурсии и в другие города России, но не за счет гимназии, а за свои деньги.
В 20-30-е годы XX века в здании бывшей 2-й гимназии размещалась средняя общеобразовательная школа №3. Во время Великой Отечественной войны она была разрушена, и позже на этом месте построено здание управления внутренних дел.
Частная женская гимназия Ольги Никитичны Красовской функционировала с 1884-го по 1907 годы. Расположена она была на улице Флоровской (Радищева). Большинство учениц жили в пансионе при гимназии. Средства на существование составлялись из сбора за содержание воспитанниц в пансионе, платы за обучение, из специальных средств министерства народного просвещения. В 1906 году в классах насчитывалось 57 воспитанниц, которые осваивали предметы, предусмотренные программой, а также космографию. Необязательными для изучения были музыка, танцы, французский и немецкий языки. Плата за обучение в 1906-м составляла 200 рублей.
16 декабря 1907 года гимназия была закрыта. Книги, брошюры, учебные пособия, часть приборов для физики и препаратов были переданы Путивльской женской гимназии. Дом, в котором находилась гимназия Красовской, сохранился, и сейчас в нем размещается кукольный театр.
Частная гимназия Зинаиды Александровны Каменевой имела воспитанниц, принадлежавших преимущественно к дворянскому сословию. Располагалась она по улице Московской (Ленина) в доме №30. В 1911 году в учебном заведении насчитывалось 260 учениц. В советское время дом был снесен.
Педагогическая женская гимназия Курска была организована в начале Первой мировой войны для девочек, оторванных от родных мест. Помещение ей предоставила бесплатно торговая школа. Преподавали в гимназии местные педагоги безвозмездно. Гимназия получала помощь от учрежденного Николаем II «Комитета Ее императорского величества великой княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий». Эта общественная организация в большинстве документов именовалась «Татьянинским комитетом». В гимназию принимались главным образом дети беженцев, которым, согласно распоряжению Харьковского учебного округа, доступ в учебное заведение был свободен. Принимали даже без документов, ибо у многих их не было. Кто мог, те платили за обучение 30 рублей в год; но за большинство детей плату вносил «Татьянинский комитет». Кроме того, «Союз городов», организация, помогавшая правительству в годы Первой мировой, ассигновал на приобретение мебели для гимназии 5 тысяч рублей. В 1916 году этому педагогическому учреждению были даны полные права правительственных гимназий и состоялся первый выпуск. К 1917-му в гимназии было 675 учениц.
Стоит добавить, что еще в 1830-1850 годы в Курске и губернии функционировали женские частные пансионы Билевич, Эбергард, Полетаевой, баронессы фон Гейкинг, Вик, Крамер… И лишь с изданием 10 мая 1860 года «Положения о женских училищах 1-го и 2-го разряда» в России было положено начало процессу создания государственных женских средних учебных заведений.
Многие считают, что качество обучающего и воспитательного процесса в средних школах России долгое время стояло на «плечах гигантов» из того самого XIX века. А точнее – на хрупких плечиках выпускниц гимназий, подобных курским. Именно благодаря этому наше образование долгое время считалось лучшим в мире. Но все проходит, и это прошло…
Впрочем, может быть, бронзовые плечи помогут?
Подготовил
Виктор КРЮКОВ
по материалам
Анатолия АМОСКИНА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...