Электронное ОСАГО и что делать, чтобы страховщик не «впарил» нагрузку
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Электронное ОСАГО и что делать, чтобы страховщик не «впарил» нагрузку


Вот уже второй месяц в нашей стране можно оформлять электронные полисы обязательного страхования автогражданской ответственности. На данный момент сделать это предлагают 22 страховщика, в совокупности охватывающие 72% страхового рынка.    
Правда, пока через Интернет можно лишь продлевать полисы, но в октябре это ограничение будет снято, и любой автовладелец сможет не только продлить уже имеющуюся у него страховку, но и приобрести новую. Жители области уже активно пользуются новым сервисом, оказавшись, таким образом, в числе первых, кто сумел оценить преимущества современных технологий. Об этом и других новшествах «ГИ» рассказал управляющий Отделением по Курской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу Евгений Овсянников.
– Евгений Викторович, как на ситуацию на страховом рынке повлияло изменение тарифов по ОСАГО весной этого года?
– Действительно, несколько месяцев назад страховые тарифы по ОСАГО были изменены. Связано это прежде всего с тем, что с 1 апреля размер страховой выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших, со 160 тысяч рублей увеличился до 500 тысяч рублей. Кроме того, был расширен список выгодоприобретателей в случае смерти потерпевшего. Если раньше максимальную сумму выплачивали только в случае потери кормильца, то теперь на выплату могут рассчитывать супруг, родители и дети, а также лица, у которых погибший был на иждивении.
Еще одно позитивное изменение – увеличение страховых выплат за причинение вреда имуществу до 400 тысяч рублей (с осени 2014 года).
Расширились возможности и по урегулированию убытка без вызова сотрудников ГИБДД.
– Так называемый европротокол?
– Совершенно верно. На территории Курской области оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции возможно, если ущерб в результате ДТП не превышает 50 тысяч рублей. Правда, при этом должны выполняться несколько условий: отсутствие пострадавших в ДТП, произошедшем с двумя транспортными средствами, наличие у каждого водителя полиса ОСАГО и отсутствие разногласий между обоими участниками дорожно-транспортного происшествия об обстоятельствах аварии.
Важно помнить еще об одном принципиальном моменте: полис ОСАГО дает возможность клиенту страховой компании выбрать способ компенсации ущерба – денежная выплата или ремонт транспортного средства. Второй вариант возможен при наличии у страховой компании договора со станциями технического обслуживания. Поэтому при покупке полиса нелишним будет уточнить у страховщика, с какими автосервисными компаниями у него заключен договор. Таким образом, у недобросовестных страховщиков будет меньше возможностей для искусственного занижения выплат. Да и сами выплаты по каждому поврежденному элементу теперь строго регламентированы – это еще один путь для наведения порядка на рынке ОСАГО. Ведь раньше некоторые страховщики в стремлении уменьшить выплаты завышали оценку износа деталей, узлов и агрегатов автомобиля. В ряде вопиющих случаев она достигала 90%. Теперь же размер максимального износа для расчета выплат по ОСАГО ограничен 50%.
– Как быть гражданину, если страховая организация нарушает закон, например, если она уклоняется от заключения договора ОСАГО без оплаты дополнительных услуг либо ссылается на отсутствие бланков полисов?
– Согласно действующему законодательству навязывание дополнительных услуг при заключении договоров ОСАГО недопустимо. Кроме того, до заключения договора страхования страховщик должен проинформировать клиента о его правах, в том числе о скидке за безаварийную езду.
Договор ОСАГО является публичным и должен быть заключен со всеми обратившимися гражданами. Отказ от заключения договора страховыми компаниями в одностороннем порядке незаконен, за это предусмотрена административная ответственность. И штрафы очень серьезные! Если в страховой компании вам отказывают в заключении договора ОСАГО в день обращения, то рекомендуется фиксировать правонарушение всеми законными способами, в том числе с помощью фото-, аудио- или видеоустройств, привлекать свидетелей и направлять эти сведения в Банк России.
– Куда и как можно подать жалобу на действия страховщика?
– Есть несколько способов направления жалобы на действия страховщика, нарушающего закон. Во-первых, это Служба по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России.
Обращение можно направить по адресу: г. Орел, ул. Гостиная, д. 6, или заполнив электронную форму на официальном сайте Банка России: http://www.cbr.ru. Подробности можно уточнить по телефону контактного центра Банка России: 8-800-250-40-72 (для бесплатных звонков по России).
Кроме того, на сайте Банка России в разделе «Информация об ОСАГО» приводятся последние изменения в законодательстве, разъясняются основные моменты его применения, даны ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы по ОСАГО, www.cbr.ru/osago.
Дополнительную информацию по вопросам ОСАГО также можно получить в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
– А что делать клиентам страховых компаний, у которых отозвана лицензия?
– Страховщик не вправе продавать полисы ОСАГО, если его лицензия отозвана, приостановлена или ограничена. Если у вашей страховой компании отозвана лицензия, вы вправе получить страховую выплату в страховой компании виновника ДТП. Если же и у страховой компании виновника ДТП отозвана лицензия, вы вправе получить компенсационную выплату по ОСАГО в Российском союзе автостраховщиков (РСА).
– Евгений Викторович, как складывается ситуация на страховом рынке Курской области?
– Сразу скажу, что ситуацию на страховом рынке в Курской области нельзя назвать острой, но проблемы действительно есть. Об этом свидетельствует количество жалоб и обращений со стороны граждан. Только за первые четыре месяца 2015 года в отделение Курска  поступило более сорока жалоб на действия страховых компаний при оформлении полисов ОСАГО. Все обращения были рассмотрены,   приняты меры. Но надо понимать, что не все, кто столкнулся с навязыванием дополнительных услуг, обращаются с жалобами к регулятору (хотя надо бы), так что проблема есть, и мы продолжаем работать над искоренением недобросовестных практик в работе страховщиков.
– Насколько, на ваш взгляд, эффективной мерой является внедрение электронного полиса? Возникнут ли из-за нововведения проблемы у страхователей?
– Электронный полис призван в первую очередь решить многие проблемы. Уверен, что к нововведению люди привыкнут очень скоро. Достаточно вспомнить, как быстро завоевали популярность электронные билеты на самолет или поезд. Точно так же электронный полис ОСАГО распечатывается на любом принтере, эта распечатка является таким же документом, как и привычный нам полис на бланке с печатью. Важно, что сотрудники ГИБДД уже подключились к специальной электронной базе данных и могут проверить действительность полиса очень быстро.
Правда, здесь есть тонкость, о которой следует знать. до 1 октября 2015 года через Интернет можно только продлить только действующий договор ОСАГО, причем у того же страховщика. А вот с 1 октября уже можно будет и продлевать, и покупать полисы без этого ограничения.
Здесь есть и еще один плюс: теперь никто из страховщиков не сможет сказать, что у него закончились бланки – а такой ответ часто слышали автолюбители весной этого года. Уйдут в прошлое и искусственно созданные многочасовые очереди.
Электронное ОСАГО поможет автолюбителям самостоятельно провести расчет предложения различных страховых компаний и выбрать для себя наиболее подходящее предложение.
При этом, конечно, вы по-прежнему сможете покупать полисы ОСАГО в офисе страховой компании или у ее агента.
И последнее. Для повышения финансовой грамотности населения Банк России подготовил специальную брошюру «ОСАГО +». Она содержит ответы на главные вопросы, возникающие у тех, кто уже приобрел или собирается приобрести полис ОСАГО. Ознакомиться с ней можно на сайте Банка России, в офисах страховых компаний.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...