За что расстреливали курских священников
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В урочище «Солянка» тихо, безлюдно. Мирно покачивают головами сосны, капает дождь. «Здесь покоится прах реабилитированных жертв политических репрессий, расстрелянных в 1937 – 38 гг.» – надпись на красном граните.    
Меньше века назад тут расстреляли более двух тысяч человек – за иные политические взгляды, за желание проводить богослужения в храмах, за две коровы и большой дом...
День памяти жертв политических репрессий отмечается с 1974-го, изначально он не был ни официальным, ни всероссийским. Впервые день памяти по инициативе Кронида Любарского, астрофизика и политического заключенного, организовали в Москве бывшие узники лагерей – и до 1987 года отмечали голодовкой. Лишь в 1991 году дата стала официальным Днем памяти, и теперь 30 октября вспоминают не только подвергшихся политическим гонениям, но и священнослужителей, и раскулаченных, которые пострадали в годы репрессий.
Возвращением имен из небытия в Курске занимается и историко-архивная комиссия епархии, и региональное отделение Ассоциации жертв политических репрессий.
Иеродиакон Александр (Зимин), заместитель председателя историко-архивной комиссии встречает меня в воскресной школе при Знаменском монастыре, в небольшом учебном классе. На окнах от сквозняка покачиваются белые бумажные фигурки ангелов, вырезанные руками детей. Отец Александр увлеченно рассказывает о деятельности комиссии.
– В основном мы работаем с документами, архивами, а также с Книгами памяти Курска и Белгорода. В «Синодике об упокоении пострадавших за веру в годы репрессий», выпущенном Курской епархией в 2013 году, – более 700 имен. Подробно изучаются судьбы курских архиепископов. 3 ноября мы отмечаем День памяти архиепископа Курского и Обоянского Дамиана (Воскресенского). Он родился в селе Брусовое, сейчас это Поныровский район, при крещении получил имя Дмитрий.
В 1894 году Дмитрий окончил Курскую духовную семинарию, которая тогда располагалась в здании нынешнего торгового центра «Манеж». Какое-то время служил псаломщиком в Путивле, а после смерти жены поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В ноябре 1904 года он был пострижен в монашество с именем Дамиан. Октябрьский переворот застал Дамиана в Смоленске. Он открыто выступал против начавшихся церковных гонений, и в сентябре 1920 года его приговарили к лишению свободы, однако вскоре освободили. Через два года притеснений его отправили в ссылку в Туркестан –  отец Дамиан отказался отдавать церковное имущество, которое согласно указу ВЦИК изымали как принадлежащее государству. В Курск он вернулся в 1928-м и четыре года возглавлял епархию.
Времена становились все более неспокойными: начинались массовые антиколхозные выступления крестьян, в их подготовке обвинили архиепископа Дамиана, и якобы созданную им организацию «Ревнители Церкви». Его вновь приговорили к ссылке: на этот раз десять лет на Соловках. В 1937 году архиепископ Дамиан был доставлен в числе первого Соловецкого этапа в поселок Медвежья гора (сейчас это город Медвежьегорск) и приговорен к расстрелу.
– Он был расстрелян в урочище Сандармох, это Карелия, – рассказывает отец Александр. – На большом расстрельном полигоне погибло более 8 тысяч человек.  В прошлом году мы были на Соловках и сняли фильм «Соловецка Голгофа» о священномучениках Дамиане и Иоасафе (Жевахове).
Священномученика Иоасафа преследовали в течение всей жизни: сначала за княжеское происхождение он получил полгода тюрьмы. После заключения князь Жевахов решил принять постриг  и вскоре как епископ Дмитриевский попал в наш город. Три месяца в Курске, три года на Соловках, два – в сибирской ссылке. Оттуда он вернулся в 1932 году, получал назначения в разные города, нигде не задерживаясь надолго. Через четыре года его высылают в маленький «безопасный» город Боровичи Ленинградской области, где священнослужитель захотел остаться вместе с сестрой. Однако ему не дали спокойно дожить свой век – из Курска пришло письмо с указом арестовать Иоасафа.
– В 37-м году на него заводят два новых уголовных дела: одно в Ленинграде, другое в Курске, – продолжает мой собеседник. – В Ленинграде он проходил как член контрреволюционной группировки, а у нас – как ее глава. Обвинение заключалось в том, что он якобы хотел подорвать правительственный поезд. Из тюрьмы в Боровичах его доставили в Курск. Мы смотрели его дело, на допросах он никого не оклеветал. 4 декабря 1937 года его расстреляли.
В Курске сохранилось место, где жил Иоасаф (Жевахов) – это небольшой одноэтажный частный дом №31 на улице Золотой. Сейчас он нежилой. Есть в Курске еще одно здание, с которым связаны судьбы двух репрессированных архиепископов – на улице Челюскинцев в доме №10 в 1928-32 годах жил архиепископ Дамиан, а когда его сослали на Соловки – архиепископ Онуфрий (Гагалюк). О владыке Онуфрии отец Александр говорит с особым трепетом.
– Несколько лет назад к нам приезжала монахиня из Флоровского монастыря, ее мама лично знала владыку Онуфрия, – делится он. – Она рассказывала, что владыка везде ездил на трамвайчике, с ним постоянно была его мать. Она похоронена у нас на Никитском кладбище. Владыка Онуфрий был очень харизматичным человеком. Родился он на территории Польши. Его отец был лесником, и однажды поймал каких-то людей, которые воровали лес. Они его избили (в больнице он умер) и сожгли дом.  Осталась его жена одна с шестью детьми на руках.
Мама была вынуждена отдать Антония в сиротский приют, но вскоре устроилась туда на работу. Мальчик окончил церковноприходскую школу при приюте, а затем и духовное училище, поступил в Петербургскую духовную академию. Монашеский постриг с именем Онуфрий он принял еще будучи студентом. После десяти лет служения был возведен в сан архиепископа и уже через неделю арестован. Но первое заключение длилось недолго – через три месяца тюрьмы его отправили в ссылку в Харьков. Через пять лет ссылки – тюрьма в Тобольске. Уже оттуда он попал в Старый Оскол, а в 1933 году после очередного ареста – в Курск. Здесь условия были самыми тяжелыми: он мог проповедовать только в одном храме, посетителей принимал у себя дома. Несмотря на это прихожане очень любили Онуфрия, на его службах всегда было многолюдно. Вскоре он снова был арестован. Его обвинили в том, что он много проповедовал, жертвовал деньги нуждающимся и совершил несколько постригов в монашество (постриг собственную мать и еще трех пожилых женщин, две из них к моменту начала допросов уже умерли). На суде он отвергал причастность к контрреволюционному движению. Но ему все же дали 10 лет лагерей. 17 марта 1938 года он был приговорен к казни, расстрелян 1 июня этого же года на Дальнем Востоке.
Сейчас сложно представить, что кого-то могут приговорить к расстрелу за проповеди. Но в 30-40-х годах это, к сожалению, было горькой реальностью. И память о невинно убиенных нельзя предавать.
Сегодня в Солянке тихо и спокойно, но эти места до сих пор хранят историю судеб людей и страны, с которыми жестоко обошлись лишь из-за того, что они мыслили, чувствовали и жили по-другому.
Алина КАРНАСЕВИЧ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...