У ребенка кризис. Помогите!
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
У ребенка кризис. Помогите!


Возрастной кризис – переломный момент, позволяющий перейти на новый уровень развития. Кризис у ребенка может протекать незаметно, а может доставить много хлопот. Об этом «ГИ» рассказала руководитель психологической службы центра «Диалог» Ирина Кудло.    
–  Ирина Казимировна, что родители должны знать о возрастных кризисах детей?
–  Детские кризисы обычно длятся недолго – несколько месяцев, и характеризуются тем, что ребенок выходит из-под контроля взрослых, обычные способы влияния на него перестают действовать. Попытки родителей вернуть прежние отношения заканчиваются провалом –  подросшим детям  необходим другой формат общения, что проявляется в неосознанных капризах, раздражительности, отказе выполнять привычные обязанности. Возрастной кризис немного напоминает революционную ситуацию, когда низы уже не могут жить по-старому, а верхи не хотят и не готовы по-новому.
В этих случаях родители обращаются за помощью к психологам. Больше всего обращений приходится на периоды кризисов развития детей в возрасте три года, семь лет и в подростковом возрасте.
–  Чем характеризуется кризис детей в трехлетнем возрасте?
– Кризис трех лет часто называют «Я сам!». Основные его симптомы: негативизм, упрямство, своеволие. Ребенок отказывается делать то, о чем его просили, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему сильно этого хочется, а потому что он этого потребовал. Ребенок хочет все делать сам, даже если не умеет.
Родителям важно понимать, что малыш начал осознавать себя как личность, и с уважением относиться к порой неловким, неуместным проявлениям  самостоятельности. Если подавить эти росточки «самости» в три года, то часто бывает, что в пять-шесть-семь лет, когда мы ждем и требуем от ребенка самостоятельного и ответственного поведения, ему уже это не интересно и не важно.
Чтобы предоставить малышу свободу выбора, психологи советуют родителям пользоваться вопросами-уловками. К примеру, перед выходом на прогулку можно спросить ребенка, хочет ли он пойти в парк или будет гулять во дворе, дать выбрать, какой свитер он наденет, и так далее.
– Истерики у детей – с истошным криком, с разбрасыванием игрушек –  это тоже признаки возрастного кризиса?
–  Да. Ребенок проверяет способы влияния на взрослых: поплакать, истерику устроить, да посильнее, покричать-потребовать, ласково попросить, чтобы получить желаемое (новую игрушку, сладость, мультики или планшет). И смотрит, что сработает с мамой, папой, бабушкой, дедушкой и с воспитателем. Сценка из жизни: ребенок падает на пол с громким визгом и плачем, к нему подходит мама и спрашивает, что это за концерт, на что слышит ответ: «Отойди, я плачу не для тебя, а для бабушки!».
Истерику всегда легче предотвратить, чем остановить. Здесь все средства хороши – уговоры, объяснения, переключение внимания на что-то другое. Можно, например, опережая возникновение конфликтной ситуации, предложить трехлетке игру под названием «Делай все наоборот»: «Сережа, давай сегодня делать все наоборот. Я тебя буду просить не мыть руки, а ты возьмешь – и помоешь!». Ребенку условия такой игры невероятно нравятся. Они отвечают его внутреннему состоянию. От взрослого же требуется изо всех сил хмурить брови и деланно возмущаться: «У нас все садятся за стол с грязными руками! А он зачем-то их помыл!». Выдерживаемая взрослым игровая позиция вызывает у ребенка восторг.
Если же истерика у ребенка все-таки случилась, нельзя допускать, чтобы он посредством нее добился удовлетворения своих желаний. Главное, чему мы должны научить трехлеток, – договариваться со взрослыми, а не требовать «хочу, хочу, хочу!!!».
–  Кризис 7 лет, вероятно, связан с тем, что ребенок пошел в школу?
– Кризис 7 лет качественно другой и действительно связан с переходом детства к школьному периоду. Его суть можно выразить фразой «Ты должен!!!». Представьте ситуацию глазами ребенка: еще вчера ты был любимым членом семьи, которому многое позволялось и прощалось, а сегодня наступило 1 сентября – и вдруг ты уже взрослый, и кругом всем оказываешься должен: быть внимательным, старательным, аккуратным, послушным, не отвлекаться, не забывать домашнее задание, не спорить, не капризничать и так далее, до бесконечности… Аргумент один, исчерпывающий: «Ты же уже школьник!». Большинство современных детей это совершенно не радует, им кажется, что их перестали любить. Многие родители удивляются, когда дети в этот период  вдруг начинают спрашивать: «А ты меня любишь?». Общение родителей и детей зачастую сводится к выяснению отношений по поводу уроков и поведения в школе – упреки, обвинения, нравоучения, а времени и сил на радостное общение, например, в игре, почти не остается. Вот детям и кажется, что их разлюбили, и они стараются вернуться в счастливую пору дошкольного детства. Поэтому надо с первоклашками обязательно играть в ролевые и сюжетные, настольные (но желательно не компьютерные) игры, ходить в кино и планетарий, на прогулки и быть не просто рядом, а именно вместе! Спрашивать ребенка не только,  как он вел себя в школе и что получил, а обязательно интересоваться: чем тебе этот день запомнился, что произошло такого, за что можно погордиться и порадоваться, а что пока не получилось и огорчило? И непременно говорить о том, что вы очень любите своего взрослеющего ребенка!
– Психолог Ольга Забелина называет подростковый кризис горой, на которую взбирался каждый взрослый, и пропастью, в которую может попасть каждый подросток. Как родителям найти мостик для безопасного прохождения ребенком этого периода?
– По своей энергетике кризис подросткового возраста несколько похож на кризис трех лет: тоже бунт-протест, вечный «спор отцов и детей»! Выросшим детям кажется, что взгляды и убеждения родителей устарели, и они не понимают, что в современном мире актуально, модно и важно. Настало время, когда подростки начинают выражать и отстаивать свою точку зрения, пусть даже не совсем верную. Необходимо учить детей и учиться самим слушать, понимать и с уважением относиться к мнениям и желаниям друг друга, учиться конструктивно находить выход из сложных ситуаций.
– Что можно порекомендовать для погашения назревающего конфликта с взрослеющим сыном или дочерью?
– Прибегайте к компромиссу. Например, подросток возмущается, когда ему говорят о беспорядке в его комнате. Это свойственное возрасту проявление ревности к собственности. Договоритесь, что вы не будете проводить уборку в его комнате, но два раза в неделю в его присутствии проверяете, насколько там чисто.
Принимайте подростка на равных со взрослыми при решении семейных вопросов. Ваша сдержанность в общении научит его, как нужно управлять эмоциями. Интересуйтесь увлечениями ребенка. Чем больше общих тем для разговоров, тем теплее и крепче отношения в семье. Поощряйте и поддерживайте положительные поступки чада и помните, что часто за внешней демонстративностью поведения и негативизмом скрываются уязвимость, одиночество, потребность быть любимым и принятым со всеми недостатками и достоинствами.
Пусть теплые, нежные слова любви, ласки, радости, гордости станут хорошей привычкой и традицией вашей семьи! И тогда не будут так сильно страшны ни негативные глобальные кризисы в политике и экономике, ни позитивные кризисы возрастного развития.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...