Тем, кто был на фронте, ничего не страшно
Свежий номер: 11 апреля 2024 (4967)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В конце прошлого года «Комсомольская правда» опубликовала сенсацию – белгородская фронтовичка  Мария Колтакова в 93 года прыгнула с парашютом. Это было в Коктебеле. Годом ранее сбылась еще одна ее  давняя мечта – полетать на мотодельтаплане.    
К парашютной мечте Мария Денисовна готовилась несколько месяцев. Прошла медицинскую комиссию и (о диво!) получила разрешение на прыжок. Изумлялись врачи, поражались спортсмены -парашютисты. Прыгала в тандеме с инструктором. В свободном падении провела несколько секунд. Но каких! Весной прошлого года проехала по местам боев дивизии и «дошла» до Праги. Вот такая женщина!
Мария Денисовна Колтакова живет в Белгороде. В феврале 1943 года она в составе 121-й стрелковой дивизии освобождала Курск.
Малая родина Маши Шамаевой  –  шахтерский край, город Белово Кемеровской области. Активная девочка – и в учебе, и в спорте, и в художественной самодеятельности – набрала коллекцию почетных значков – ГТО, ГСО, «Ворошиловский стрелок». Этого было мало – вечером училась в школе медсестер.
В воскресенье 22 июня 1941-го узнала о начале войны. Решила:  закончу школу медсестер – и на фронт. В августе в Белово стали поступать раненые. Будущие медсестры встречали их на вокзале, развозили по госпиталям, ухаживали за ними. В Кузбассе формировалась Сибирская добровольческая стрелковая дивизия, и Маша с подругами подали заявления в военкомат с просьбой зачислить их в дивизию. Их и зачислили в 847-й  полк 303-й стрелковой дивизии. Уезжая, они пели: «Прощай, любимый город»...
В дороге, когда состав пересек Волгу, начались бомбежки. Немецкие асы охотились за разбегающимися  пассажирами.
Судьба  забросила сибирячку под Воронеж. Двести дней и ночей шли уличные бои. Половина Воронежа у врага, половина – наша. День и ночь – атаки.
В историю вошла оборона Сталинграда, но подвиг под Воронежем был не менее героическим. Уличные бои – продолжительнее, чем в Сталинграде.
«Кто не ползал по-пластунски по Задонскому шоссе, кто не  пробирался за каплей воды в разрушенный сельхозинститут, кого не обстреливали автоматчики в роще «Сердце» или «Молот», тот никогда не поймет тяжелейшего положения оборонявших город наших солдат», – напишет Мария в воспоминаниях. 18 июля 847-й полк, в котором была Мария, сходу вступил в бой, без артиллерийской подготовки и поддержки... Дивизия потеряла в  Воронеже почти половину состава. Каждый день рождал героев и забирал их. Но немцы были остановлены более чем на полгода.
В декабре 2-й батальон, где сражалась Мария, был передан 121-й стрелковой дивизии. С ней прошла Мария от Воронежа до Праги, где и закончила войну. Дивизия участвовала в освобождении Курска и области, прошла с тяжелейшими боями до Рыльска и здесь на левом берегу Сейма вела оборонительно-наступательные бои до конца августа. Освобождала Рыльск, затем и Киев.
...Та зима 1943 года была снежной и морозной. Никогда не забудется битва за курское село Колпаково. Бой шел за каждый дом, каждую хатенку, каждый двор. В Колпаково погибла  Лиза Маркова. Под Воронежем Лиза вынесла с поля боя  более 40 раненых вместе с оружием. Орден Красного Знамени вручал ей командарм Черняховский. Первое ранение получила в Семеновке, но не ушла с поля боя. В Колпаково она прикрыла раненого собой, но получила пулю в голову.
Сколько девчонок, жертвуя собой, спасали от смерти солдат и офицеров. Им приходилось выносить раненых из-под огня и брать в руки автомат. Ходили в атаки и оборонялись,  форсировали реки. Вера Туманова и Аида Заливакина под Обоянью до последнего отстреливались, спасая раненых от фашистов. Немецкие изверги сожгли живьем врачей и раненых.
Аня Беспалова, увидев наших  отступающих солдат, выскочила из окопа и крикнула: «За мной, на поганых фашистов!». Бойцы побежали за ней и отбросили немцев. Но Аня из боя не вернулась – большим осколком снаряда оторвало голову.
За восемь месяцев Зина Туснолобова вынесла с поля боя 128 солдат и офицеров. В бою за курскую деревню Старое Роговое, спасая командира роты, получила ранения в обе ноги. Очнувшись, поползла к раненому. И вновь потеряла сознание. Наши отошли. Утром  разведчики нашли Зину, вмерзшую в кровавый лед. Она была жива. Восемь тяжелых операций перенесла девушка. Осталась без обеих рук и ног. Потом она написала обращение к  бойцам Красной Армии обрубком правой руки, удаленной выше локтя: «Милые вы мои! Если бы я имела возможность хотя бы еще на один день, один раз взять в руки автомат, чтобы расквитаться с фашистами за кровь, за муки, за мою исковерканную молодость!.. Я бы все отдала за эту возможность!». Зинаиде Туснолобовой присвоено звание Героя Советского Союза. Она и в мирной жизни стала героем. Родила сына, дочь и дождалась внучку.
В воспоминаниях  Марии Денисовны много о подвигах сестер милосердия, о связистках, врачах-женщинах на войне.
К 40-летию Курской битвы журнал «Советская женщина» пригласил 12 участниц сражения на Огненной дуге: штурманов, летчиц, командиров эскадрилий, двух из 121-й дивизии – Марию Денисовну и Нину Сергеевну Луценко.
В послевоенные годы их главная задача – рассказать молодым о той страшной войне правду, поведать о подвигах бойцов, которые не щадили себя во имя спасения однополчан и освобождения Родины.
В прошлом году она ездила с поисковиками в Колпаково на открытие мемориальной доски  погибшей здесь Лизе Марковой и однополчанам. Рассказами о войне Мария Денисовна создает памятники погибшим.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...