«Ровесник» открыл Америку, или У каждого своя Копакабана
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Театр-студия юного зрителя «Ровесник» с его более чем полувековой историей принес новый плод, и зрелый, и свежий. Афишу украсила «Американка» Николая Коляды. Театралы, сведущие в пьесах едва ли не самого востребованного отечественного драматурга, заранее предвкушали полтора часа постановки: все это время на сцене лишь одно действующее лицо!    
И такое, которому по силам «держать» зал, отыщется, пожалуй, не в каждой труппе. Даже выучить столько текста и произнести его – что отыграть футбольный матч самому с собой и без перерыва! Так и моноспектакль раскрывает актера: в конце – или полет гнилого помидора от раздосадованной публики, или безудержные овации, после которых актер с трудом возвращается к действительности, как от пощечин врача, приводящего в чувство после общего наркоза. Билеты на «Американку» разошлись задолго до представлений. А отзывы об увиденном – не холодно вежливое «Спасибо, понравилось», а водопад чувств, схожих с полуторачасовым монологом героини – Елены Андреевны.
Произведение принадлежит перу драматурга наших дней, которого в России узнают в лицо. Тот самый, который всегда в тюбетейке и с загадочным прищуром, как у Моны Лизы. Коляда и ТЮЗ «Ровесник» Игоря Селиванова – души родственные. Оба начинали по одинаковому адресу: Ленина, 69, только один – в Свердловске, другой – в Курске. Оба своими руками превратили заброшенную «дыру» в обжитой уголок, полный гостей... Пишет екатеринбургский автор, конечно, не для детских утренников: его пьесы живописуют жизнь россиян без прикрас. Как родился будущий драматург в селе с уникальным названием Пресногорьковка, так и муза его в пресное всегда подбавит горького. Что такое «Американка»? Путаный рассказ женщины, которая от неурядиц на личном фронте улетела аж на Манхэттен, а вот от себя самой – никак... Эмоции у нее скачут примерно в таком «порядке»: «Смеется. Плачет. Рыдает. Хохочет». То она Елена Андреевна, а то вдруг Тата. То ленинградка, а то курянка (обещая показать соседям-буржуям «кузькину мать», ссылается на «земляка Никиту Сергеевича»). Заклинает себя красивым топонимом «Копакабана», как Остап Бендер, грезивший о Рио-де-Жанейро, где эта самая Копакабана является бескрайним роскошным пляжем. Да вот беда – в нашем случае это всего-навсего название заурядного ночного клуба, куда бесплатно пускают раз в месяц... Казалось бы, нам, курянам, видавшим небоскребы этого самого Манхэттена лишь по телеку и не водящим знакомств с парижанами, метания Елены-Таты могут показаться чуждыми. Ан нет, если бы в зале во время спектакля пробежал тот самый нью-йоркский таракан, которого никак не истребить, – и то было бы слышно в царящей в зале тишине.
«Американок» в репертуаре ТЮЗа «прописалось»  даже две: истинные ценители смакуют игру каждой исполнительницы. Причем если заслуженной артистке России, приме труппы Татьяне Левчук подвластны любые «эвересты» и «марианские впадины» мировой драматургии, от развеселых ситкомов до шекспировского трагизма, то приятно поразила наступившей творческой зрелостью и Елена Попова. Впрочем, еще десять лет назад основатель театра разглядел ее возможности и даже придумывал для нее дополнительного персонажа в молодежной драме «Команда», как тот же Шекспир делал Гамлета тучным ради любимого актера Ричарда Бербеджа. И вот Елена, вослед старшей коллеге и педагогу, сотворила свой шедевр.
На маленькой, насквозь «просвечиваемой» взорами публики сцене сияет настоящий спектакль, способный вызвать на сопереживание, наверное, даже те самые Нью-Йорк с Парижем. Долго можно было бы перечислять совместные находки режиссера, актрис и других соавторов (тех, чьи имена, обычно написаны мелким шрифтом на обороте программки). Например, как обычная дамская перчатка при словах о предательстве подруги: «Змея она, змеюка», – взаправду превращается в пресмыкающееся. Или тот же предмет одежды в финале, с решительным жестом героини, вдруг вспыхивает алым флагом. Но предоставим будущим зрителям возможность самим совершать удивительные открытия. В той вечной и бесконечной «Америке», что раскинулась, по меткому слову постановщика, вокруг каждого из нас.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...