Из дирижера – в регенты
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Из дирижера – в регенты


Более 10 лет назад матушка Светлана Костина создала при храме Вознесения Господня детский хор. С тех пор он разросся до двух постоянных коллективов и двух сезонных, всего – более 80 человек. За заслуги в области творчества матушка Светлана была удостоена премии конкурса общественного признания «Человек года-2015».    
Светлана Костина встречает меня в большом теплом помещении воскресной школы. Огромный стол, с обеих сторон длинные лавки –  детей сюда приходит много.
– Нам уже и этих лавок не хватает, особенно когда старший хор «Вознесение» полным составом занимается, их сорок человек, – делится матушка.
Светлана занимает в храме должность регента церковного хора, который исполняет песнопения на богослужениях. Поступая в музыкальное училище, она и не предполагала, что судьба сложится именно так, ведь семья была далека от религии.
– Я заканчивала в городе Губкине музыкальное училище по классу дирижирования, –  вспоминает собеседница. – В начале перестройки к нам на занятия пришел священник из отдаленной маленькой церквушки – своей в городе не было. Он пригласил людей в хор. Моя учительница позвала и меня петь в хоре на время каникул. Когда пришла в храм, меня настолько поразила атмосфера, что я стала ходить туда регулярно.
Несмотря на регулярное посещение храма на последнем курсе мысли поступать в духовную семинарию не было. Переломный момент в судьбе будущей матушки произошел, когда она познакомилась с семинаристкой, обучающейся в Сергиевом Посаде.
– Эта девочка произвела большое впечатление – доброжелательная, простая, светлая, – делится матушка Светлана. – Она предложила съездить в Сергиев Посад, посмотреть город и семинарию. После этой поездки я начала подумывать о поступлении. Многие тогда на регентском отделении учились без музыкального образования, брали тех, кто приходил. К тому, что хожу в храм, родители относились лояльно, но когда сказала о поступлении, все были в ужасе, однако  постепенно смирились.
В 1991 году Светлана Костина поступила в Курскую духовную семинарию: владыка отказал в просьбе учиться в Сергиевом Посаде, ведь в Курске было свое учебное заведение. В семинарии встретила будущего мужа, он заканчивал пасторское отделение. Три года пролетели незаметно – вчерашняя юная ученица стала регентом церковного хора.
– Распределили в Никитский храм, проработала там год и ушла в декретный отпуск, почти на четыре года – у меня двое детишек в 2,5 года разницы, – улыбается матушка. – Муж в это время служил в Знаменском монастыре, в 1999-м его перевели в Вознесенский храм. Там я сначала просто пела, через год назначили регентом хора.
В 2000 году при храме открыли воскресную школу. Чтобы разнообразить занятия, решили проводить с детьми и музыкальные уроки.
Постоянный состав и духовный устой хор получил с приходом на кафедру митрополита Курского и Рыльского Германа, по его благословению в епархии стали проводить архиерейские, рождественские и пасхальные концерты, участником которых стал хор «Вознесение». Через два-три года в хор пришло много малышей, их поделили на два коллектива. Поэтому сейчас при храме действует детско-юношеский хор «Вознесение» и младший хор «Свечечка». Это дети, что вместе с родителями приходят в храм.
Репертуар у обоих коллективов большой. А ведь когда-то было проблемой найти песни на религиозные темы и для детей,  и для взрослых.
– Когда я училась в семинарии, система воскресных школ только начала развиваться. В то время религиозных песен не было, – вспоминает матушка. – Богослужебная музыка была всегда, а песни существовали еще дореволюционные. Но это был другой жанр – духовный кант, духовные стихи: простые незамысловатые по мелодии песни с религиозным содержанием. Там упор делался на текст – развернутое повествование вроде баллады. Детских песен не было совсем. Мы познакомились с курским композитором Михаилом Артемовым, он в то время писал песни на духовные стихи и делился ими с нами.
Есть при храме еще один коллектив – хор мам, которые, побывав на занятиях детей, захотели петь. Они стали «сезонным» коллективом: с матушкой Светланой занимаются с марта-апреля, готовят выступление к престольному празднику храма – Вознесению. На 40 день от Пасхи здесь после торжественного богослужения начинается крестный ход, прихожане накрывают столы принесенными из дома угощениями. На сборной сцене проходит праздничный концерт.
– Есть еще один сезонный проект, но уже не при храме, – рассказывает Светлана. – В мае  мы готовимся  к съезду Содружества православной молодежи, он базируется в паломническом центре в Коренной пустыни.
Три года назад на съезде матушке Светлане подарили гусли, да не обычные оркестровые, а большие, этнические. Несмотря на то что инструмент больше для мужской руки, матушка Светлана начала его осваивать. Процесс обучения так увлек, что   купила еще одни гусли, академические, и еще одни. Родилась мечта создать небольшой ансамбль.
–  К сожалению, не знаю курян, профессионально играющих на звончатых или этнических гуслях, – сетует матушка. – Нашли курянку из академии имени Гнесиных, где она  третий год учится по классу звончатых гуслей. Увы, наш педагог приезжает два раза в год. Поэтому я играю самое простое, чтобы петь под аккомпанемент духовные канты и стихи. Какое-то время играли с сыном: он – на гитаре, я – на гуслях.
За последний год в младшем хоре матушки появились 10 новых участников. Иногда приходят семьями – дети постарше поют в хоре «Вознесение», младшие – в «Свечечке». Не всегда у юных музыкантов получается попадать в ноты, но матушка Светлана и здесь нашла выход.
– Первый ряд маленькие еще, гудят кто куда. Ставлю микрофон ко второму ряду, а чтобы маленькие не обижались, говорю: «Вы – основные артисты! Вы – лицо Вознесенского храма». Они довольны, лицом играют, стараются. Ведь главное, чтобы дети были рады, но и не забывали о возложенной на них ответственности – нести свет духовной культуры людям, – улыбается матушка.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...