Обычный студент Юрий Гагарин
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Обычный студент Юрий Гагарин


Поступая в авиационное училище в 1955 году, курсант Гагарин и предположить не мог, что через каких-то шесть лет он станет первым космонавтом в истории человечества.    
Футбол, волейбол, экзамены, регулярные полеты на полигонах  – ученические будни будущей мировой знаменитости были такими же, как и у других студентов. Курянин Евгений Чаговец полтора года учился бок о бок с Гагариным в первом военном авиационном училище имени Климента Ворошилова в Оренбурге (оно сменило много названий и в 1993 году было расформировано). Он поделился с «ГИ» воспоминаниями о Гагарине-студенте.
9 марта Юрию Гагарину исполнилось бы 82 года, Евгению Чаговцу сейчас – 83. Они познакомились в 1955-м, будучи курсантами Оренбургского училища. В авиацию пришли разными путями – в 17 лет Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, при котором работал аэроклуб. За четыре года он налетал 42 часа на самолете ЯК-18.  Чаговец летное дело также начал с освоения ЯК-18, но еще в школе, в десятом классе, учеников пригласили в ДОСААФ – изучать сначала теоретическую часть управления самолетом, а потом и практику.
– Пришла весна, сдали экзамены, нас вызвали на медкомиссию, летом жили в палатках на аэродроме Западный, он находился на месте современного ЮЗГУ, – вспоминает собеседник. –  Налетали за три месяца 45 часов. Нам предложили поступать в летное военное училище в Оренбург, изучать штурмовик ИЛ-10. Выбора особо не было – в семье было пятеро детей, включая меня, с работой было туго. Я собрал вещички и уехал, это было в 1953 году.
Оренбург встретил курянина гостеприимно: первым делом студентам выдали новую форму. Три месяца курса молодого бойца прошли за строительством памятника Чкалову (именем героя раньше назывался и город).  Чаговец вспоминает, что в училище курсанты находились в равных условиях, никто не кичился опытом и умениями.
– Училище у нас находилось на берегу Урала, оттуда открывался красивый вид, – говорит Евгений Григорьевич. – Дедовщины не было, но старшина был строгим, по семь потов сгонял даже за мелкие нарушения. После КМБ проходили медицинскую комиссию, а потом мандатную, ее боялись больше всего. Там проверяли родню от дедушки с бабушкой, был ли кто в плену, в тюрьме. И если что-то находили – путь в армию заказан.
Сначала студенты изучали штурмовик времен Второй мировой ИЛ-10,  но полетать не успели – пришел приказ осваивать учебно-тренировочный истребитель ЯК-11, а затем и реактивный МиГ-15. Шел 1955 год, переход на самолеты на реактивной тяге застал и Юрий Гагарин.
– Ближе к концу осени прислали новую группу из саратовского аэроклуба, человек 30, в их числе был и Юра, – продолжает Чаговец. – С ЯК-18 их направили на МиГ. Мы группами подружились. Первое впечатление Юра произвел положительное – открытый, простой, шутил хорошо и по-доброму.
Выходные и вечера студенты проводили за игрой в футбол или волейбол. Любил  «домашние» турниры и Гагарин. Вместе с командой училища он участвовал в городских и региональных соревнованиях.
– Вместе мы учились полтора года, – вспоминает собеседник. – Юра был ответственным и дисциплинированным. Гонора у него не было, ребята его любили. Однажды произошел неприятный случай. Ребята должны были вернуться из увольнения в 11 часов. Но опоздали на поезд, пошли пешком.  Юре в 11 вечера нужно было доложить, что все на месте. Он дотянул до 12, но все же пришлось сказать, что их нет. Ребята прибыли через полчаса. Потом с ним «поговорили» по-мужски. Зря, конечно: получили бы по выговору – и все, а после этого дело дошло до комсомольского собрания, ребят чуть было не исключили, но обошлось. Они на Юру зла не держали, тепло его вспоминали, а об этом случае не говорили.
Евгений Григорьевич рассказывает, что Гагарин в учебе и спорте не сильно отличался от других курсантов, единственное, что давалось ему лучше остальных, – полеты:
– Был способным летчиком, и на отработку новых упражнений его посылали первым, техника пилотирования была отличной, да и теорию хорошо знал.
Училище Гагарин закончил с отличием в 1957 году, чуть раньше выпустился курянин. Оба попали в морскую авиацию, только будущий космонавт – в Мурманск, а Евгений Чаговец – на Дальний Восток.
– В 1959 году в нашу часть пришла телеграмма: набирается летный состав определенного возраста и подготовки для прохождения обучения, – вспонимает Евгений Григорьевич.  –Ничего конкретного не указывалось. Мы с мужиками сели, подумали и отказались. Летчик все время боится, что его спишут по здоровью, а там снова медкомиссию проходить. А у меня уже жена была и ребенок. Потом выяснилось, что набирали людей для подготовки к космическим полетам. Юра вызвался добровольцем, через два года стал первым человеком, побывавшим в космосе.
Сегодня Чаговец не сожалеет, что в тот решающий момент отказался от участия в испытаниях. В Курск он вернулся зимой 1961 года, через пару месяцев Гагарин полетел в космос.
– Новость перевернула весь мир, – улыбается Чаговец. – И я был так рад, что это наш Юрка сделал! Мы знали, что он хороший пилот, но таких амбиций у него не было – он просто хотел работать летчиком, отдавался делу полностью.
Евгений Григорьевич много лет проработал в гражданской авиации: сначала на аэродроме в Рышково, потом на аэродроме Восточный, прошел путь от техника наземных сооружений до командира эскадрильи. После 12 апреля 1961 года он случайно встретился с Гагариным в Москве.
– Направили меня в столицу для изучения самолета Ан-2, – рассказывает собеседник. – Выхожу с занятий, смотрю, какой-то мужик знакомый машину заправляет. Думаю, может, кто из наших со мной переучивается? Подхожу, а это Юра! Он мне рассказывает, мол, кручусь как белка в колесе и не рад, что в таком окружении официальном. Пожаловался, что редко видит родных: «Собой не распоряжаюсь, то в одно место, то в другое. Иной раз хочется спрятаться от этого внимания бесконечного, но всегда находят». Я ему ответил: «Ты,  Юра, теперь принадлежишь народу». Он грустно как-то заулыбался, попрощался и уехал. Я ни телефона не спросил, ни адреса, дурак. Так и не довелось нам больше встретиться.
27 марта 1968 года в возрасте 34 лет Юрий Гагарин погиб вместе с инструктором Владимиром Серегиным, выполняя тренировочный полет на двухместном истребителе МиГ-15УТИ. В стране был объявлен траур – впервые в истории СССР, когда погибший не являлся главой государства. Простой парень из русской глубинки, он совершил на тот момент невозможное – и вместе с ним, вдохновленная, смотрела в космос планета Земля.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...