Учить особенных детей
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В номере от 28 мая «ГИ» начали рассказ о школе  «Ступени» с особенностей  обучения детей, имеющих патологии зрения. Сегодня директор школы Оксана Фатеева раскроет секреты работы с учениками с задержкой психического развития и умственной отсталостью.
    
– Оксана Алексеевна, на интернет-форумах можно встретить довольно много высказываний в духе: «Самое страшное, что дети с умственной отсталостью и психопатоподобным поведением сидят в общеобразовательных школах. Ребенок не учится сам и мешает учиться другим: в классе от 25 до 30 человек, которым учитель обязан дать качественные знания. Даже в коррекционной школе детей с подобными отклонениями нужно выводить на надомное обучение. Если собрать их в один класс, то психиатрическая помощь потребуется учителям». Что вы думаете по этому поводу?
– Родители не должны бояться коррекционных школ. В них дети с ЗПР обучаются по программе массовой школы, но меньшая наполняемость классов позволяет учителю уделять больше времени каждому ребенку. Кроме того, в отличие от общеобразовательных школ здесь во второй половине дня с детьми  занимаются педагоги-психологи, логопеды, дефектологи. Целый конгломерат специалистов помогает ребенку преодолеть дефект, если, конечно, он незначительный. В случае серьезных отклонений мы пересматриваем учебную программу: за счет ознакомительного изучения некоторых тем, увеличиваем время на освоение базовых знаний и умений.
Для умственно отсталых детей предусмотрена специальная программа обучения. Она частично совпадает с общеобразовательной программой, например, биологию, географию, историю России, русский язык мы изучаем практически в полном объеме, за исключением особо сложных тем. А вот математика дается до уровня 6-го класса, геометрию и алгебру наши ученики не изучают, как и некоторые другие предметы.  К выпуску дети имеют представления об окружающем мире и обществе, умеют считать и довольно грамотно пишут, владеют основными знаниями по одной из  рабочих специальностей: слесарь, столяр, швея.
– Каково работать учителем в вашей школе?
– Я и коллеги очень любим свою профессию. Не буду скрывать, вначале, когда  перешла в 26-ю школу из 7-й, у меня был шок. Теперь я не представляю себя в ином месте. В нашей школе нет случайных людей, текучка кадров минимальная. Каждый новый сотрудник определяет для себя: либо он работает здесь и коррекционная педагогика становится делом его жизни, либо он увольняется в первый же год. Учить детей, имеющих нарушение интеллекта, не всегда способны даже выпускники дефектологических факультетов, которые сознательно выбрали эту профессию и прошли производственную практику. Особенность педагогов коррекционных школ – умение постоянно работать творчески, ведь здесь даже дети с одним диагнозом – абсолютно разные: один ребенок умеет говорить, второй – нет, третий хорошо ориентируется в пространстве, четвертый – плохо, кто-то пишет правой рукой, кто-то – левой и так далее.  Учитель не может выдать учебный материал, доступный для всех. Поэтому в нашей школе обычный урок ориентирован на разные уровни развития детей: с первой подачи материал воспринимают не более пяти учеников, которым педагог дает задание на закрепление, а сам возвращается к теме урока, объясняя ее на более низком уровне, чтобы его поняли еще два-три человека. В конце занятия происходит подведение итогов и повторение материала на самом низком уровне, чтобы донести смысл  до  оставшихся. В этом – фишка учителя коррекционной школы. Еще Лев Выготский говорил, что в коррекционной школе может работать только тот человек, который умудрится объяснить ребенку, сколько будет дважды два двадцатью пятью разными способами и не устанет от этого.
– Возможно, преподавателей, которые уходят в первый год, пугает неадекватное поведение учеников, их внешний вид?
– Трудные ученики у нас находятся на домашнем обучении. Если же ребенок внешним видом отличается от обычных детей,  это не вызывает у педагогов пренебрежения или брезгливости, наоборот, женское сердце только пожалеет инвалида. Причина ухода в том, что учитель ежедневно должен придумать что-либо новое, чтобы провести урок с учетом особенностей учеников. У нас нет стандартных методик. Если видишь, что сегодня что-то не идет,  нужно виртуозно переключить класс на другое задание. Если не умеешь этого, не получишь удовлетворения от своей деятельности. В массовой школе в ответ на хорошее объяснение – горящие глаза учеников;  у нас педагог видит озарение на лице ученика только на третьем, а то и на четвертом занятии. Мы учимся получать удовлетворение от минимальных вещей, когда удается хоть на шажок продвинуться дальше. Например, ребенок не умел писать, учитель водил по тетради ручку, зажатую в его руке, а потом малыш вывел строчку самостоятельно – пусть каляки-маляки, но сам!
– Вероятно, родителям дома приходится очень много помогать таким детям?
– Мы всегда говорим, что помощь ученикам должна быть комплексной, семье нужно идти с педагогами рука об руку. К сожалению, многие родители, даже с высшим образованием, ссылаются на занятость, на нежелание ребенка делать домашнее задание. А с детьми не надо бесконечно заниматься уроками. Обучайте в игре: накрывая на стол, дайте ребенку поставить тарелки и попросите посчитать столовые приборы. Гуляя с ребенком на улице, называйте все, что видите по пути: цветут тюльпаны, девочка сидит на скамейке, мальчик переходит дорогу на красный свет светофора.
В начальных классах у детей с психоречевым недоразвитием может быть развита только лепетная речь или звукоподражание при том, что читать и писать они умеют. У умственно отсталых детей с нормальным звукопроизносительным аппаратом речь может быть не развита и в более старшем возрасте. Мы контактируем с ними с помощью альтернативных видов коммуникаций: пиктограмм, письма,  жестовой речи, и со временем речь прорывается. К 9-му классу практически все наши выпускники умеют говорить более или менее внятно. Некоторые же семьи считают, если ребенок нем, то и разговаривать с ним не нужно. Наоборот! Он постоянно должен слышать речь и видеть артикуляцию губ.
Мы проводим специальные занятия для родителей, рассказываем, как развивать детей с различными видами заболеваний, но наши рекомендации выполняются нечасто. Родителям легче усадить чадо за планшет или телевизор.
– Если обучение детей в коррекционной школе так трудоемко, остается ли время на дополнительное образование?
– В программу обучения детей-инвалидов входит не только материал из программы массовой школы. Много времени отдается социально-бытовой ориентировке учащихся. Один из наших кабинетов оборудован под кухню – мебель, посуда, бытовая техника, есть даже миксер, мультиварка, микроволновка, которые не в каждой семье встретишь. Дети учатся готовить, пользоваться бытовыми приборами. Единственный пробел – нет стиральной машины-автомата, но имеется столик, на котором школьники пеленают кукол.
Родители невечны, и мы учим детей-инвалидов жить самостоятельно: составлять список покупок и ходить в магазины, пользоваться городским транспортом, посещать поликлиники, почту, социальные учреждения.
Кроме того, в «Ступенях» функционируют 22 кружка по интересам, включая бисероплетение, лепку из соленого теста и нашу гордость – самодеятельный театр. Часть кружков ведут наши педагоги, часть – наставники Станции юных техников  Дворца пионеров и школьников.
«Ступени» – постоянные участники областных выставок декоративно-прикладного творчества детей с ОВЗ, которые пользуются огромной популярностью у горожан – люди приходят по нескольку раз, приводят знакомых. Поделки выполнены детьми-инвалидами  так изобретательно и искусно, что обычные школы позавидуют. Как-то на выставку заглянула немецкая делегация и полдня ходила за нами с просьбой продать все экспонаты за евро. Поделки мы не имели право продавать, это – собственность детей, но часть изделий наши школьники ежегодно  отправляют для благотворительных акций, в том числе на благотворительный аукцион, проводимый Львом Лещенко в Москве.
Есть у «Ступеней» и спортивные достижения. Трое наших учеников-легкоатлетов приняты в школу олимпийского резерва.
– Приверженцы обучения детей с ограниченными возможностями  в общеобразовательных школах в качестве основного преимущества инклюзии называют включенность инвалидов в среду.
– Процессы инклюзии в обществе интенсивно идут, и наши учащиеся не обижены в плане общения с обычными детьми. В городе проходит множество мероприятий, в которых участвуют как массовые, так и коррекционные школы.
Дети из «Ступеней» занимаются в кружках Дворца пионеров и школьников. Наш самодеятельный театр представил постановки во всех детских конкурсах театрального искусства. Никто и не подозревает, откуда его актеры. Умственная отсталость или задержка психического развития  не означают,  что ребенок не будет жить полноценно. Не знает, допустим, кто-то из наших выпускников таблицу умножения, но не свет же клином на ней сошелся! Они прекрасно реализуют себя в других сферах и становятся прекрасными слесарями, садовниками, швеями.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...