Непридуманные истории
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Непридуманные истории


Человеческие судьбы… Как порою они «нелинейны», порою трагичны. Звезды ли, сами ли мы, мир вокруг нас – кто или что определяет их? Для кого-то – теплый дом и материнская улыбка, а для кого-то – интернат и дом детский.    
Одни рядом с самыми близкими людьми на свете – семьей, а для других семья – миф, неслучившееся чудо. Ребенок приходит в мир, подаренный ему мужчиной и женщиной, но порою именно они вдребезги разбивают таинственное и прекрасное начало земного бытия – семью. Драгоценное полотно  детской души разрывается на клочки, и кому связать эти нити?..
В  начале 1990-х в школу-интернат для детей-сирот города Николаева пришла на работу воспитатель и преподаватель Елена Денисова. Глубокий, теплый взгляд, заботливые руки,  негромкий, завораживающий особой музыкальностью голос – такой ее увидели «государственные дети»: сироты, брошенные родителями мальчики и девочки, увидевшие все уродство взрослой жизни: пьянки и скандалы, гнусное нутро наркоманских притонов. А кого-то просто «забыли», да, забыли в детском саду, забыли однажды и …навсегда.
Вспоминает Евгения Ефименко, выпускница николаевской школы-интерната, которая живет сегодня  в Курске: «Когда Елена Всеволодовна пришла к нам в интернат, я и не думала, что этот Человек станет для меня и символом надежды, и тихой пристанью, что я наконец скажу это слово «мама». Меня оставила биологическая мать в детском саду. Просто оставила – четырехлетнюю девочку. Детские дома, интернат – меня трижды «брали» в семьи, и трижды возвращали, чтобы вновь забыть. Да уж, не подарок такая воспитанница – колючая «интернатовская  дюймовочка». Как она смогла, наперекор всему  и всем, мне и другим девчонкам и мальчишкам интерната открыть новый мир – без подлости и предательства? Может, потому что в ней было неугасимое солнце души и любви…».
Ее наставница Елена Всеволодовна два десятилетия отдала работе с детьми-сиротами: распадались государства, политики делили власть и границы,  кто-то делал карьеру, кто-то – деньги, а она читала с ребятами, ходила в походы, задавала им трудные, но такие нужные вопросы о будущем, о добре, о прощении… Не все коллеги и воспитанники знали, что она все эти годы ведет дневник,  размышляя о детских судьбах, находясь в постоянном, порою отчаянном поиске ответа на вопросы: «Где источник сиротства?» «Как защитить ребенка от бездушия мира?»
...Малыш, оставленный на перроне вокзала, «…он был похож на галчонка…оказался в интернате… Это о нем одноклассник сказал «Его родил асфальт»…
Еще один – мальчик из чуланчика: «Когда мать уходила гулять, сыночка своего – чуть больше годика было ему – запирала в кладовку. Кладовочка плоская, маленькая… наверное, оставляла там ему водичку, какую-то еду. Она ведь не садистка… она заботу проявляла… чтобы не выпал в окошко. Запертый малыш плакал громко, надрывно, потом затихал… И снова раздавался плач. Невозможно представить, что испытывал он, закрытый в темной камере на шпингалет…».
Каждый вечер, уложив «государственных» ребятишек, Елена Всеволодовна обращалась к записям. «Дети спят. Но в наступившей тишине раздается скрип пружин: мама не убаюкала – сын сам себя убаюкает. Он обхватывает себя руками и покачивается… Сработали инстинкты ведомые-неведомые. Исчезает спальня на 10 мальчишек, он в теплой комнате, над его кроватью склонилась мама. Она целует его, какие у нее  ласковые, нежные губы. Она поправляет подушку, подворачивает одеяло с боков, чтобы стало теплее, уютнее. Она желает спокойной ночи и растворяется в дымке…Сирота качается, качается и погружается в дрему. Каких видений он ждал? Что ждет от жизни? Много чего или малостью будет доволен?»
– Что ждет воспитанников во взрослой жизни? – это вопрос  тревожил Елену Всеволодовну всю жизнь. Она искала родственников своих «государственных» деток, просила их хотя бы иногда навещать ребятишек, но так часто сталкивалась с равнодушием,  порою с откровенной враждебностью. Но опять и опять шла к закрытым дверям да запертым воротам и сочиняла для воспитанников удивительные сказки о маленькой чудесной елочке, зайчонке, которому так была нужна мама, гадких утятах, которые превращались в прекрасных лебедей, сочиняла с ними стихи, читала книги и всегда надеялась, что у каждого все же будет Дом. Елена Всеволодовна понимала, что там, за стенами интерната, ее «государственных» девочек и мальчиков ждет совсем другая жизнь, старалась помочь каждому исполнить хотя бы маленькую мечту – поступить в юридический или медицинский  колледж, военное училище…  А вечерами в дневнике-книге записывала, печалясь: «Господь создал нас так, что мы испытываем нестерпимую потребность любить и быть любимыми. Но что есть любовь?…  высокая степень эмоционально положительного отношения…».
Дети собрались в игровой. Маша гордо говорит «Ко мне скоро мама приедет. А рядом они – брошенные, оставленные, забытые. Они не помнят, как выглядели их мамы, им некому сказать это необыкновенное слово… Не отзовется мама, по которой они плачут в ночи…
Елена Всеволодовна Денисова ушла из жизни несколько лет назад.  Остались ее воспитанники, ее книга-дневник и ее надежда на счастье детской души… «Самое главное качество детской души – она добра, она не может быть злой. Эта душа в них навсегда, навеки…»
Наталья КАРЕЛЬСКАЯ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...