Наркотики. Ликбез для родителей
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Cобеседник «ГИ» – Александр ТИМОШЕНКО, подполковник полиции, заместитель начальника отдела по борьбе с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков УМВД России по Курской области.    
– Александр Александрович, говорят, что большинство наркоманов перешло на потребление солей и спайсов. Что это за вещества?
– Насчет большинства не согласен. На курском рынке преобладают наркотики растительного происхождения – марихуана и маковая соломка (сырье растет на территории области). Синтетические наркотики, в том числе соли и спайсы, появились не так давно и благодаря правоохранителям не получили широкого распространения, как у соседей: в Орловской, Белгородской, Воронежской, Липецкой областях.
Синтетичекие наркотики, которые в обиходе называют солями и спайсами, как химические препараты имеют длинные, сложнопроизносимые наименования.  Соли в 2012-2013 годах продавали в интернете как соль для ванн. Это белый кристаллический порошок, похожий на мелкую или среднезернистую поваренную соль, со cпецифическим сладковатым запахом лекарств. Соли вдыхают через нос, вводят в организм внутривенными инъекциями или как напиток.
Спайсы напоминают пищевую соду и имеют резкий, плохо выветриваемый лекарственный запах со сладковатым оттенком. Следы трудно смыть с рук даже спиртом. Разновидностей спайсов множество: как только одни попадают под запрет, преступники видоизменяют формулу и производят новые. Употребляют спайсы в виде курительной смеси.
– Спайсы продаются в виде реагентов или готовых курительных смесей?
– Продается и то, и другое. Реагенты покупают отчаянные, решившие, что смогут избежать ответственности за производство и сбыт наркотиков. Из одного грамма реагента (стоимость от 500 до 1200 рублей) можно получить до 50 граммов курительной смеси!
Недавно задержали семью – муж и беременная жена производили и сбывали спайсы студентам ссузов Курска, Курчатова и Железногорска. Они расфасовывали обогащенную реагентом аптечную ромашку в стеклянные пипетки. Доза весом 0,15 грамма стоила 200 рублей. Сначала угощали бесплатно, а когда возникала зависимость, привлекали ребят к продаже наркотиков. С каждой пипетки реализаторам платили 50 рублей плюс бонус в виде бесплатной дозы для собственного потребления за каждые четыре проданные пипетки. Спайс шел нарасхват, иногда брали сразу по 40-50 стеклянных «сигарет». На следствии спрашивали у ребят, почему они так легко попали в сети наркоторговцев. Оказалось, привлекательной была не только финансовая сторона, но и атмосфера тайны, возможность чувствовать себя в среде сверстников избранными, значимыми. Влияние спайсов на рассудок и нервную систему они не осознавали. Мы были удивлены, пообщавшись с одним из продавцов после курса лечения в центре временного содержания несовершеннолетних: из одурманенного и неадекватного тугодума он превратился в нормального, здраво рассуждающего человека. Жаль, слишком поздно – длительного срока тюремного срока не избежать.
– Реагенты тоже производят в Курске?
– Лабораторий по производству синтетических наркотиков ни в Курске, ни в области нет. Неудачная попытка в этом направлении предпринималась. Отбывая наказание, столичный химик узнал, что у нас  не производят наркотики, и решил устранить пробел. После освобождения он приехал в Курчатов, изготовил партию наркотиков на съемной квартире и раздал на пробу. Мы вышли на наркодельца под видом потребителей. Он потратил день на изготовление нашего заказа и при попытке сбыта был задержан с поличным. Преступник планировал приобрести дачу и развернуть масштабное производство, но не успел.
– Где курская молодежь покупает соли и спайсы?
– Их продают через интернет. Сделки купли-продажи совершаются анонимно и бесконтактно. Потребитель выходит на сайт, выбирает наркотик по прайсу интернет-магазина, ему дают номер киви-кошелька, на который он переводит деньги через терминал. Затем отправляет продавцу фотографию чека или его реквизиты.  После проверки факта оплаты продавец высылает покупателю сообщение с указанием места нахождения наркотика, типа «улица Моковская, перед первым подъездом бетонный столб, в земле с правой стороны, в синей изоленте». Для отправки сообщений обычно используются диалоговые программы Jabber или Viber, которые трудно контролировать.
– Как правоохранители противостоят преступникам?
– Взаимодействуем  с блогерами и провайдерами, обращаемся в суды с представлениями о закрытии сайтов и страниц, с которых торгуют наркотиками. Но  очень быстро появляются новые. Наркотики – прибыльный бизнес. Средний интернет-магазин имеет в месяц с потребителей Курской области около 3 млн рублей не облагаемой налогами прибыли. Собственники наркобизнеса находятся за пределами страны – Белоруссия, Украина, Европа, Таиланд. Связи преступников законспирированы, на компьютерах стоят динамические IP-адреса, которые сложно отследить, выручка от продажи наркотиков с одного киви-кошелька переводится на десять, с десяти на 20, с 20 на 40, потом на платежные карты, с них – на другие, в конце концов деньги обналичиваются. Мы распутываем схемы, ищем владельцев кошельков и карт. Чтобы выявить небольшую группу наркоторговцев  (около 10 человек – от закладчика до организатора) уходит около года кропотливой оперативной работы. Начинается расследование с нижнего звена – делаем покупки в интернет-магазине и выходим на закладчиков.
– Насколько эффективна эта работа?
– За пять месяцев раскрыли 507 преступлений. Больше половины – тяжкие, например, четыре жителя района закупили в Москве соли и пытались организовать интернет-магазин. Фигурантами 224 раскрытых уголовных дел проходят в основном молодые ребята. Какой студент откажется привезти полукилограммовый пакет из столицы за 50 тысяч рублей? Особенно, если он из малообеспеченной семьи. Легкие деньги прельщают и закладчиков. Чтобы разместить в городе 30 пакетиков с наркотиком, сфотографировать места закладок и отправить фотографии на сайт, опытному закладчику требуется 1,5-2 часа, а платят за эту работу 6 тысяч рублей. Мало кто задумывается о последствиях. Большинство наивно полагает, что  не подлежат уголовной ответственности, поскольку  не передают наркотик покупателю из рук в руки.
Бороться с  наркоторговлей помогает население. Закладчики размещают дурман на малолюдных улицах, жители которых уже поняли, чем занимаются эти ребята. Население звонит нам, сообщает номера машин и внешность преступников. Активная гражданская позиция курян в отношении наркоторговцев радует! У всех растут дети, и с общей бедой надо бороться вместе.
Мы гарантируем анонимность всем, кто оказывает помощь в раскрытии преступлений.
– СМИ утверждают, что массовое потребление наркотиков происходит в ночных клубах...
– Готов поручиться, что  ни в одном увеселительном заведении области сбыта наркотиков нет. Понимаем, что в местах массового скопления молодежь легко «подсаживать» на наркотики, и постоянно проводим рейды по выявлению лиц в состоянии наркотического опьянения. Никто не говорит, что в клуб невозможно пронести дозу той же соли и принять ее где-нибудь в туалете. Но организовать сбыт мы не позволим. Да и потреблять на глазах у всех молодежь не рискует. За все время работы мы выявили по суженным зрачкам только двоих «отуманенных», один из которых приехал из Белгорода.
– Какая ситуация с наркотиками в школах?
– Пока прецедента с наркотиками не было. Мы задерживали только старшеклассников,  употреблявших насвай. Эта табачная смесь не является наркотиком, но вредна для здоровья – в ее составе гашеная известь и куриный помет.
– Героин продается по той же схеме, что соли и спайсы?
– Это наркотик растительного происхождения, делается он из опийного мака, который у нас не растет. Героин  завозят из Афганистана, и его стоимость достигает 3000 руб за 1 грамм. По внешнему виду похож на стиральный порошок, только серовато-бежевого цвета. Его вводят посредством внутривенных инъекций. В отличие от солей и спайсов он дает длительное, до 10-12 часов, состояние опьянения, сопровождающееся расслаблением и галлюцинациями.
В Курске с 2001 по 2014 годы героина в продаже не было, его привозили по несколько доз для личного потребления. В прошлом году появились героиновые закладки. Мы задержали 19-летнего таджикского паренька, который приехал в Курск из Воронежа, где работал с героином, и четырех закладчиков, в том числе – девушку. Наркотик продавали в виде упакованных в целлофан пятиграммовых шариков, завязанных ниткой. Раскладывали их под подоконники первых этажей, под подъездами, под лавками в Северо-западном микрорайоне – там большая проходимость и на выходца из Средней Азии никто не обращал внимание. Цена «шарика» – 5 тысяч рублей. На родине парня, в Таджикистане, героин дешевый, к тому же преступник обманывал потребителей: фасовал шарики по 4 грамма и подмешивал к наркотику схожий по внешнему виду растворимый гранулированный чай, который приобретал в аптеках и измельчал до порошкообразного состояния. После выявления этой группы сотрудники УФСКН задерживали еще порядка 8 человек, работающих с героином. Сейчас торговцы им остерегаются приезжать к нам. Выходим на них через интернет  под видом потребителей, интересуемся, где можно купить героин. Отвечают: «Извините, ребята,  Курск – «ментовский» город, в нем не работаем».
– Часто обвиняют аптечные сети в реализации  наркотических и психотропных веществ или сырья для их изготовления…
– Ранее из лекарственных препаратов, того же кодеина, наркоманы делали «крокодил», от которого заживо сгнивали. Мы активно работали с аптеками – разъясняли, лишали лицензий, сейчас приобрести там что-то подобное трудно. Сейчас высказывают опасения по поводу продажи  антидепрессантов и транквилизаторов.  Это не наркотики, их используют для облегчения синдрома ломки, когда нет денег на дурман. Противоэпилептическим средством «Лирика» снимают перевозбуждение потребители солей.
Семена мака, которыми начиняют пирожки и рулеты, тоже ведь свободно продаются. Главное, чтобы они были без примесей наркосодержащей соломки. Одно время наркоторговцы шли на хитрость – обрабатывали семена опием и продавали его. Эту деятельность мы сразу пресекли.
– Посоветуйте родителям, как уберечь детей от наркоторговцев?
– Родителям нужно хорошо разбираться в компьютере, планшете, мобильном телефоне ребенка, знать пароли, проверять историю посещения интернет-страниц и сайтов, переписку ребенка и все действия, вплоть до операций с киви-кошельком. Если он скинул кому-то копию паспорта, проверьте адресата, вполне возможно, что им окажется вербовщик в закладчики. Они требуют от претендентов копии паспорта, опасаясь, что выданные для закладок дозы будут  использованы для собственного потребления.
Нужно регулярно осматривать вещи ребенка – не прячет ли он приспособления для потребления наркотиков: наперсток, пипетку с нагаром, различные трубки. Все это может быть как у парней, так и у девушек.
Если подозреваете, что ребенок одурманен, используйте специальные тесты, продающиеся в аптеках. Наркотики из конопли (марихуана, гашиш, гашишное масло) держатся в моче 30 дней; опийные (опий-сырец, маковая солома, героин) –  5-6 дней; психотропные вещества (кокаин, амфетамин, менфатамин) – тоже около 6 дней. Проблема в том, что к солям и спайсам и аптечные тесты нечувствительны. Понять, что их  ребенок употреблял соли или спайсы, родители могут по внешнему виду и резкой смене поведения: под спайсом он будет «висеть», замедленно двигаться, говорить несуразности, будут галлюцинации; под солью, наоборот, ребенок активный, беспрерывно движется, быстро и несвязно говорит, потеет, зрачки уменьшаются.
– Каковы тенденции в распространении и потреблении наркотиков?
– Последние два года идет снижение наркопреступлений, уменьшается количество потребителей на учете. Противостояние этой «чуме» приносит плоды. Наркотики перестали быть модными, молодежь  больше склоняется к здоровому образу жизни – спорту, фитнес-залам, путешествиям.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...