Не все находят мам и пап
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Не все находят мам и пап


Любое упоминание о детдоме вызывает ассоциации о сиротах, попавших из одних аномальных условий в другие – тоже аномальные. Как живется детям, оторванным от семьи, «ГИ» рассказала Лариса ТРУТАЕВА, директор областного специализированного Дома ребенка, или, как его любовно называют горожане, – Дома малютки.    
Здание на Пучковке, 38, спряталось от дорожного шума в углублении улицы, а вот от полуденного июльского солнца его не спасает даже тень многочисленных деревьев. Раскалены пустующие асфальтовые дорожки и беседки. В такую жару дети не гуляют. Нашла я их в игровой.

Лишенные родительской любви
Симпатичные малыши в возрасте от двух до четырех лет сидели на скамеечке и с любопытством смотрели на меня. В глазах не читались боль и отчаяние, как на интернетовских фотоподборках  «До и после усыновления», но и от звонкой детсадовской ребятни они отличались  –  бледностью лиц и скованностью  поз. Сидели так, как солдаты стоят в строю при команде «Вольно».
– Родительская любовь – естественная среда существования ребенка. Мы, конечно, любим и заботимся, но при виде матери (какой бы плохой она ни была!) малыш преображается, – говорит Лариса Анатольевна.
Группа самых маленьких. В светлой спальне в кроватках – восемь грудничков. Трогательные лица спящих ангелочков. Один, видимо, услышав шаги, всхлипнул. На звук тут же подбежала воспитательница, дала крохе выпавшую соску и успокоила его. Малыши и во время сна под постоянным присмотром.
Из средней группы принесли восьмимесячную голубоглазую блондинку в розовых ползунках. Девочку отец в буквальном смысле нашел в капусте. В огороде ее родила и оставила не помнившая себя пьяная мать. Суд, рассматривая дело о лишении родительских прав, интересовался, почему у ребенка поврежден нос, не травмировала ли его мать во время экстремальных родов. Оказалось, дефект врожденный. В детском доме его исправили, превратив девочку в настоящую красавицу.
–  Она подвижная, общительная, жизнерадостная, с сохранным интеллектом,      – характеризует воспитатель улыбающуюся во весь беззубый рот и машущую нам обеими ручками малышку.

Детдомовские семьи
Долгое время существовала проблема: при усыновлении или передаче в приемную семью нельзя было разлучать братьев и сестер, а в детских домах они находились в разных возрастных группах и не понимали, кем приходятся друг другу. В этом году руководство детского дома долго ломало голову, как при той же площади обустроить отдельные семейные помещения, как при неизменном числе воспитателей, медсестер и нянечек организовать разные режимы дня для младших и старших ребятишек. Но задача решена. При каждой группе есть комната, в которой живут по 2-3 семьи. Чтобы была ассоциация с родителями, за каждой группой закреплены постоянные сотрудники. Их, кстати, достаточно. Группу численностью от 6 до 8 человек обслуживают психолог, логопед, два воспитателя и  две медсестры.

Не всем улыбается счастье
Из 108 детей в Доме ребенка 62 – инвалиды. Почти все находятся здесь временно. Родители – в трудной жизненной ситуации: не работают, страдают от серьезного заболевания, лечатся от алкогольной зависимости, отбывают уголовное наказание...
Истории самые разные. Двух дочерей 1,5 и 3,5 лет женщина оставила здесь на год-два из-за нехватки денег и уехала работать в Москву. Было и такое, что цыганка привозила в детдом одного за другим шестерых новорожденных: постоянно навещала их, а когда подрастали, забирала в табор.
Обратно домой возвращается только четверть воспитанников. От остальных родители отказываются или, забыв о ребенке, пьянствуют, бродяжничают. Таких по представлению органов опеки лишают родительских прав, детям ищут новые семьи. За 20 лет существования Дома ребенка из 2300 его воспитанников 459 возвратились к биологическим родителям, 588  усыновили, 439 передали в приемные семьи, остальных перевели в другие детские учреждения или,  как говорят сотрудники,  они «пошли по этапу»: из Дома малютки, где дети живут до четырех лет, в обычные или коррекционные детдома, а с семи лет – в школы-интернаты. И каждый раз маленькому человечку надо адаптироваться, притираться к незнакомым людям.

Чем кормим, как лечим?
–  На питание одного ребенка из бюджета выделяют 143 рубля в день. Это очень неплохо, –  отмечает Лариса Анатольевна.  –  Для малышей с нарушением пищеварения закупаем дорогие лечебные смеси: кисломолочные и аминокислотные для зондового кормления. В рационе детей постарше – мясо, фрукты, овощи. Кормим пять раз в день.
Медикаментозное обеспечение – 70 руб. на одного ребенка в день.  Детям с перинатальным поражением центральной нервной системы, перинатальной энцефалопатией, задержкой психомоторного и речевого развития очень важно получить лечение в первый год жизни. Поэтому его дают по максимуму: 4-5 курсов массажа, несколько курсов лекарственного лечения, в том числе дорогостоящими препаратами: кортексин, глиатилин.
Малыши проходят медосмотры в детской поликлинике №5.  В штате детдома – 10 врачей различных специальностей. В сложных случаях  воспитанников возят на консультации в областную больницу. Высокотехнологичную медицинскую помощь они получают в ведущих клиниках страны: Центре сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева, республиканской детской клинической  больнице.

В детдом на лечение
Однажды, испугавшись прогнозов докторов, молодые родители в роддоме отказались  от  сына с врожденной гидроцефалией и множественными дефектами опорно-двигательного аппарата. Мальчику был необходим ряд сложных операций, и детский дом занялся его лечением.  В Москве провели шунтирование, чтобы остановить развитие гидроцефалии мозга. Затем сделали операцию на ногах, подобрали ортопедическую обувь, корсеты, ходунки.  Через пару лет родители увидели фотографию сына на сайте, приехали и удивились состоянию ребенка, вскоре он вернулся домой.
Некоторые  изначально пишут в заявлении «оставляю  временно для оказания первичной специализированной медицинской помощи». Например, один ребенок из двойни родился с серьезной патологией сердца. Мать в родах умерла. Здоровый младенец на руках у отца, а второму нужна экстренная помощь. Детский дом, куда за помощью обратился  мужчина, незамедлительно отправил малыша на операцию в Центр сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева и теперь периодически доставляет его туда для наблюдения. Отец навещает сына в детском доме, привозит продукты, памперсы, игрушки. Отказываться от ребенка он не собирается.

Солнце с дорисованными лучиками
На стене в игровой висели рисунки, большинство из которых – плоды совместного творчества. Запомнилось солнышко. Оранжевый акварельный  диск выполнен воспитателем, а кривоватые лучики изобразили дети. Нарисовали то, чего не хватало.  Точно так в их жизни: есть материальная забота, но нет любви, которую никогда не заменят профессиональные обязанности, как бы хорошо они не выполнялись.
Еще одна проблема: дефицит  внимания и общения. Дефектологи учат детей, как называются части тела, предметы обихода, основные объекты окружающего мира, тем не менее отставание в развитии наблюдают у каждого воспитанника. Если семейный ребенок к четырем годам говорит  сложными предложениями и может выучить наизусть стихотворение из двух четверостиший, то детдомовский выражает чувства и потребности кратко, одним-двумя словами, и запомнить стихи длиннее двустиший у него не получается.
С двух-трех лет воспитанников возят в кукольный театр, на экскурсии в Коренную Пустынь, на Триумфальную арку.  Дети   светятся счастьем на этих выездах, потому что устали от одного и того же окружения.
– Вы видели, как детсадовские малыши радуются, когда за ними приходят родители? Наших никто вечером не забирает, а ребенку трудно постоянно находиться в коллективе, ему нужно уединение, ощущение защищенности, –  комментирует Лариса Анатольевна. – В последнее время наметились хорошие тенденции: из детского дома выбывает больше детей, чем поступает; находят новые семьи и воспитанники с проблемами здоровья. Из 18 выбывших в этом году детей-инвалидов только двое переведены в другие детдома, остальные вернулись к своим мамам и папам, усыновлены или взяты под опеку.  Это говорит о том, что  общество  становится человечнее.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...