Как бюст стал живым человеком
Свежий номер: 14 марта 2024 (4959)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Как бюст стал живым человеком


В Курске и за пределами Города воинской славы заслуженным уважением окружена гимназия №4. Конечно, дело прежде всего в образованности воспитанников. Но много ли чести человеку хоть с энциклопедическими знаниями, если бы тот, проходя мимо памятника геройски погибшему выпускнику той же школы, не мог толком сказать, чем славен защитник Родины?..    
И в этом деле гимназисты вместе с наставниками являются добрым примером для юных курян. О подвиге Героя Советского Союза Ивана Минакова, чью 95-ю годовщину со дня рождения школа торжественно отметит 5 сентября, здесь знают даже младшеклассники.
Ученики постарше проявляют такую горячую любовь к прошлому своей «альма матер», что и взрослым на зависть. Так, Настя Еськова, учась всего-то в восьмом классе, представила свой труд на конкурс проектно-исследовательских работ «История семьи в истории страны» и получила заслуженную награду.
На встрече с главными организаторами грядущего торжественного мероприятия в тихом из-за каникул кабинете корреспондент «ГИ» слушал учительское повествование о таких вот патриотически настроенных детях и мысленно желал, чтобы эти маленькие следопыты хоть летом побольше порезвились да набрались сил. А вот историк Галина Федерко даже в отпуске не прекращает стараний, собирая по крохам сведения о легендарном командире отделения в роте курских автоматчиков. Рядом с ней – Тарас Григорьевич Шевченко. С полным тезкой,  великим Кобзарем, он схож могучим духом и горячей любовью к родному краю. Уже полвека его детище, клуб «Красная гвоздика» в школе-интернате №1, задает тон поисковому движению области, оберегая курян от нелестного статуса «иванов, родства не помнящих». Ведь кто может быть роднее жителям города, чем одна из дивизий-освободительниц – 121-я стрелковая,  Рыльско-Киевская, Краснознаменная орденов Суворова и Богдана Хмельницкого?.. В ее ряды встал в первые же часы после судьбоносного 8 февраля (точнее, прямо в ночь на 9-е) и молодой выпускник 4-й школы.
Кстати, гимназистам и наставникам принадлежат биографические открытия, что составили бы честь и кандидату наук: они обнаружили трудовую книжку будущего Героя с записью о работе на телефонной станции и даже установили точную дату рождения: ранее справочники указывали только год. И причастной к открытию по праву ощущает себя даже пятиклассница Ксюша Черникова: в ознакомлении курян с дорогим фактом есть и ее, пусть небольшой, вклад.
Замечательной помощницей в исследованиях стала Маргарита Толмачева – племянница Ивана Минакова.
Встретиться Маргарите Викторовне и Галине Ивановне помог обидный, в общем-то, казус: портрету освободителя Рыльска и Киевщины отчего-то не нашлось места на улицах Курска во время одного из праздников. «Но теперь моя душа спокойна», – почтительно рассказывает представительница славного рода о богатейшей экспозиции в школьном музее (который, между прочим, по традиции сохраняет название, – Комсомольской славы). В свою очередь, учительница благодарит ветерана труда за предоставление целого ряда важных сведений о жизни дяди.
Увлекательным получился специальный выпуск экологического журнала «Родничок», посвященный славной дате. Девочка Настя, о которой уже шла речь в этих строках, отправит экземпляр украинским волонтерам, заботящимся о могиле курянина в селе Глебовка Киевской области.
Встречаются, увы, и примеры иного отношения к теме Великой Отечественной: порой, ведя переписку со школьниками из соседней страны, юная исследовательница получала в конвертах то слова брани, то изображения свастики... Но не сломалась, не оборвала контакт с бывшими согражданами по СССР. Потому что порядочных людей на свете все-таки больше. Везде.
Маргарита Викторовна вспоминает, как к ее бабушке Надежде Николаевне и отцу Виктору Федоровичу приходили болгарские рабочие (помните веселых, доброжелательных смуглых парней на стройках края?). Дарили сувениры, сообщали, что их бригада включила в свой состав Ивана Минакова. Сегодняшняя молодежь и не сразу поймет, что это такое, – по доброй воле трудиться «за себя и за того парня». Да и эти проникновенные слова, к сожалению, частенько употребляются с ироническим холодком. «Иван – наш сверстник, нам тоже по 22 года, – объясняли гости-«братушки». – И в память о нем мы регулярно перевыполняем нормы».
Презентацию журнального номера гимназия собирается провести в областной библиотеке для детей и юношества, с которой тесно сотрудничает. И что ни встреча – то не просто набор книг на стенде, которые мальчикам и девочкам еще надо захотеть прочесть. Библиотекари (например, участвовавшая в августовской встрече Надежда Мизина) ищут такие точные и проникновенные слова, чтобы юные собеседники хоть на миг почувствовали себя, словно на войне... А иначе – беда: поразительные судьбы, беспримерные подвиги таких несравненных бойцов, как летчица Катя Зеленко, морской пехотинец Константин Ольшанский, сапер Михаил Булатов, могут в сознании детей и подростков слиться в один ряд «среднестатистических» солдат, куда-то бегущих толпой и машущих условными ППШ...
Чтобы ученики ощущали, насколько было страшно и трудно в том или ином бою человеку, чье имя носит школа, что ему пришлось преодолеть, не жалеют сил преподаватели в 10-й, 39-й школах, в 6-м лицее... И в 4-й гимназии. На праздник приглашены профессионалы военного дела: почтенный фронтовик, «Человек года-2015» генерал-майор Виктор Батюнин, опытные офицеры, руководители ветеранского движения Иван Малков и Олег Михеев, сотрудник органов внутренних дел Александр Семенов, а также лидер курских «молодогвардейцев» Михаил Шумаков. Специалисты доходчиво расскажут, чем отделение отличается от роты, сколько бойцов в дивизии (мальчишкам, кстати, уже скоро эти знания пригодятся в армии), и почему исключительно высокое звание Героя за всю войну получили всего 11 с половиной тысяч отважных сынов и дочерей нашей Родины. Как раз с одну дивизию... И среди них – те, кого достойно воспитала 4-я школа.
Другой кавалер «Золотой Звезды», Николай Пигарев, закрывший телом немецкий пулемет, вместе с Иваном Минаковым увековечен в скульптурном портрете, созданном Розой Трегуб. Средства на установку бюста собрали опять же здешние школьники – в 1977 году, заработав деньги во время трудовой операции «Обелиск». После митинга желающие осмотрят экспозицию, слушая вдохновенный рассказ юных экскурсоводов Володи Спевакова и Маши Телесовой  из 6-го «Б»... И это – лишь первый шаг в незабываемую эпоху из тех, что намечены в гимназии №4 на учебный год.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...