Фотопарад в Угличе: международный и межвременной
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Фотопарад в Угличе: международный и межвременной


Гагарин в сомбреро на втором этаже, пулитцеровский лауреат на первом – выставки в здании городского земства, в старинном храме и под открытым небом: десятый Фотопарад в Угличе удивлял участников неожиданными решениями, которые и обеспечили ему звание самого масштабного фотособытия России.    
Первый фотофестиваль провели в Угличе в 2007 году  для привлечения туристов в небольшой городок. В нем участвовали около 70 человек из 11 городов. Тогда и не предполагали, что через десять лет фестиваль станет главным событием в мире российской фотографии. В этом году его посетили более 800 человек и около 50 экспертов, в том числе из Франции, Польши, Италии и Литвы. Участников ждали несколько секций: арт-фотография, документалка, travel-фото (съемки путешествий и природы), а также лекции признанных классиков и мультимедиа-направление, где обсуждали и демонстрировали проекты на стыке фотографии и других форматов. Успеть везде невозможно: распечатанное на листах формата А3 расписание включало полных 4 дня с 9 утра до 11 вечера. Погулять по набережной удавалось редко, город изучался во время поисков очередной выставки.
Первое событие фотофеста – выставка проекта «Беженцы» Сергея Пономарева. Вместе с тремя коллегами россиянин снимал для The New York Times мигрантов с Востока, прорывающихся в Европу. В этом году проект получил Пулитцеровскую премию в категории «Новостная фотография» и одну из самых крупных премий в области фотографии  World Press Photo. Главный кадр знаком многим: на ней смуглый мужчина по пояс в воде держит на плече лодку, полную людей. Критики сравнивают фото с полотном художника эпохи романтизма Теодора Жерико «Плот медузы»: композиционное сходство действительно есть.
Сотрудники фотослужбы новостного агентства Ассошиэйтед Пресс в честь 90-летия отобрали несколько десятков уникальных кадров эпохи СССР: впервые миру был представлен Юрий Гагарин в шляпе-сомбреро и Станиславский в образе Аргана из пьесы Мольера. Рядом расположились лучшие проекты всероссийского конкурса «Точка на карте». В здании городского земства были выставлены работы молодых литовских фотографов и первых лауреатов конкурса имени Андрея Стенина. После посещения арт-пространств, фотографы собрались на главной площади города для торжественного шествия: впервые довелось увидеть, как человек фотографирует человека, который фотографирует других фотографов, снимающих оркестр.
Классики протестуют
Фестиваль радовал соседством совершенно разных фотонаправлений. Во время жарких дискуссий происходил обмен мнениями между классиками-документалистами советской эпохи (Валерием Щеколдиным, Александром Китаевым и Владимиром Вяткиным) и представителями современной арт-фотографии. Правда, на лекциях и семинарах молодых документалистов, лояльно относящихся к постмодернистским взглядам арт-фотографов, грань между «арт» и «док» была призрачной.
Юлия Абзалтдинова, шесть лет снимавшая окрестности сочинской Олимпиады, продемонстрировала серьезные проекты, посвященные солнечному городу и главному спортивному событию-2014. Были среди них и традиционные репортажные съемки, но встречались и пятичасовые фильмы, и инсталляции, снятые на видео.
Редактор отдела спецпроектов портала «Такие дела» Сергей Карпов рассказал о документалистике в эпоху новых медиа: текст, фотография, карта местности, инфографика, веб-дизайн, анимация и видео отлично сосуществуют, как например в проектах-сайтах «Людикудамы» о трагедии на Сямозере и «Лед и космос» о путешествиях с детьми-инвалидами. Лектор подчеркнул: важны авторское высказывание и способность пропускать истории через себя.
Классики утверждали, что любой мусор при умелой подаче можно выдать за искусство, что оно стало сложным, непонятным и визуально непривлекательным, без связи с историческим и культурным контекстом. Исследователи арт-направления доказывали, что фотография давно перестала быть документом и немым фиксатором событий, а переросла в сложный и слабоизученный инструмент, который современный художник в творческих поисках и исследованиях может использовать по своему усмотрению. Консенсуса достичь не удалось, но самый пожилой мастер-документалист Михаил Дашевский посоветовал каждой стороне заниматься своим делом,  а время рассудит, что станет искусством. Спор уходит корнями еще в XIX век, когда фотография начала массово распространяться по миру, и скорее всего не закончится никогда. Что ж, тем интереснее.

Дыра в потолке – тоже выход
Приверженцы современных взглядов под руководством главного редактора онлайн-журнала об арт-фотографии  YET magazine итальянца Сальваторе Витале в течение трех дней создали небольшой проект об Угличе. Фотограф и автор блога о фотокнигах Анастасия Богомолова учила разрабатывать свежий взгляд на привычные вещи: студенты с помощью подручных средств преображали предмет или пространство во что-то иное. Стеклянный купол гостиницы становился обеденным столом, стоило поставить вокруг стулья и разложить на широком парапете чашки и тарелки, а «колодец» в потолке вдруг превращался в еще один выход – нужно только сделать кадр в прыжке! Пейзажные фотографы участвовали в выездном мастер-классе в живописную деревню Заозерье –  под руководством француза Александра Саттлера, который также поделился опытом сотрудничества с зарубежными журналами. В деревню Учма фестивальщики отправились вместе с репортажным фотографом Олегом Климовым – снимать жизнь современной русской глубинки. С нетерпением все ждали ключевого события фестиваля – портфолио-ревю, где можно было продемонстрировать свои работы профессионалам и кураторам, получить дельные советы или предложения о сотрудничестве. Лучшим портфолио стали работы симферопольца Антона Волка,  получившего право персональной выставки в следующем году. Завершился Фотопарад салютом и концертом. Но четырех дней напряженной работы фотографам явно не хватило: разговоры о противоречивом искусстве продолжались до глубокой ночи.

Постскриптум
Весь Углич можно обойти часа за полтора. В живописном городе, плавно огибающем берег Волги, на 32 тысячи жителей приходится три крупных монастырских комплекса (один из них, Алексеевский, был основан в 1371 году) и 13 частных музеев. Купола парят над городом: там нет зданий выше пятого этажа, крупных торговых центров, новостроек...
  • Комментарии
Загрузка комментариев...