Управляющий оркестром
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Какой инструмент считается сердцем духового оркестра, без которого он не зазвучит в полный голос? – Конечно туба, – уверенно отвечает музыкант и дирижер духовых оркестров Андрей Кончаков. – Туба – основа духового оркестра. Иногда исполняет соло. Ее «голос» не спутаешь ни с чем.    
Прежде чем стать тубистом и поклонником этого громкоголосого инструмента, Андрей Дмитриевич играл на баяне.
– Понял, что это не мое, – признается музыкант.
При поступлении в музыкальный колледж имени Георгия Свиридова отдал предпочтение тубе и контрабасу.
– Поступить было сложно: три человека на место, – говорит Андрей Кончаков. – Но упорство и желание произвели впечатление на членов комиссии.
Заочно учился в Саратовской государственной консерватории, там постигал секреты игры на тубе у профессора, заслуженного  деятеля искусств РСФСР и талантливого тромбониста Бориса Манжора.
– Он раскрывал ученикам великолепие этого духового инструмента, –  вспоминает собеседник. – У тубы  самый низкий регистр, который обогащает музыку, делая звук более мощным и полным.

Дышать или не дышать?
Что главное для духовика? Первое – инструмент. Выбирать тубу нужно грамотно, под себя, чтобы играть на ней было комфортно.
Стоит хороший инструмент, как автомобиль.
– Я подбирал по звуку, чтобы удобно было им управлять, – говорит Андрей Дмитриевич.
Чтобы играть на тубе не во вред себе, надо правильно дышать. Для этого музыканты тренируют легкие.
– Примитивное упражнение – шарики надувать, – улыбается собеседник. – Разработаны комплексы упражнений, которые помогают развивать и укреплять дыхательный аппарат. Они тренируют мгновенную задержку воздуха, учат принципам вдоха и выдоха, исполнению на одном дыхании коротких партий.
Упражнение, которое массажирует связки воздушной струей и активизирует дыхательный аппарат: очень глубоко, резко и быстро возьмите дыхание через нос (в нижние ребра). Следите, чтобы при этом не поднимались плечи. Резко выдохните через рот.

По расписанию
Андрей Дмитриевич – музыкант и дирижер двух духовых оркестров:  в колледже-интернате для слепых и  в музыкальном колледже имени Георгия Свиридова. В последнем, когда преподавал, познакомился с будущей  женой Ириной.
– «Сыгрались» на всю жизнь, – шутит музыкант.
– Как успеваете руководить двумя коллективами?
– Репетиции и выступления – по расписанию. Нагрузка – два раза в неделю по три часа.
– К плохо видящим детям – другой подход?
– Слух у них обострен, но их сложнее учить. Проще показать, чем рассказать. Приходится применять другие методики, чтобы студент понял. Например, у музыканта, играющего на духовом инструменте, щеки не должны надуваться, они должны быть напряжены. Незрячий студент этого не понимает.  Приходится «показывать» руками.
– Сложно управлять оркестром?
– Оркестр – целый организм: у каждой группы инструментов, как у каждого органа в теле человека, – своя функция.  Один ведет мелодию, другой аккомпанирует. Задача дирижера – собрать звуки в единое полотно, качественно исполнить произведения, чтобы каждый музыкант слышал другого и не тянул одеяло на себя.
– Какое самое сложное произведение в вашей карьере?
– Концерт Михаила Готлиба для саксофона-альта и духового оркестра. Это двухчастное произведение исполняли с ребятами из музыкального колледжа.
Много талантливых музыкантов играли с Кончаковым – например, нынешняя солистка областной филармонии Анна Князева и братья Никита и Владислав Соколовы, которые продолжили учебу в Москве.
– Репетируете дома?
– Один раз пробовал летом позаниматься на тубе. Но куда уж там: соседи сразу застучали по батареям. Теперь только в колледже играю.
В творческих планах – репетиция и подготовка новых музыкальных программ, которые наверняка придутся по душе курским меломанам.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...