Малевич заговорил век спустя
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Давно избаловал курян, а вместе с ними и все  искусствоведение художник и историк Олег Радин открытиями в биографии Казимира Малевича. Новые факты о великом земляке энтузиаст добывает один за другим, словно Гумбольдт в природе и физики-ядерщики Дубны в мире трансурановых элементов.    
Но 3 мая посетители галереи «АЯ» узрели нечто совсем из ряда вон выходящее…
Прорыв случился благодаря другой уважаемой согражданами личности – Елене Холодовой. Яркая фигура в современном зодчестве, кандидат архитектуры и авторитетный специалист в столь значительном вопросе, как история русской усадьбы, она наделена даром не только исследовательским, но и литературным, так что журналисту-собеседнику остается лишь внимательно записывать услышанную «песнь» в прозе – и готов увлекательный материал. Например, близ деревни Голубицкое Курского района есть озерцо… Березовского, названное словно бы по фамилии небезызвестного олигарха, окончившего дни в Лондоне. Разгадать звучный гидроним удалось именно Елене Васильевне после кропотливого труда в архивах и библиотеках, включая петербургские. Оказывается, на карте Курска и окрестностей отмечен отнюдь не демоничный предприниматель  (чего он, разумеется, и не заслужил), а Владимир Березовский – герой турецкой войны, реформатор военного дела, книгоиздатель, наконец, великолепный специалист в области сельского и паркового хозяйства, чья усадьба находилась в этом уголке.
А недавно, вчитываясь в пожелтевшие страницы давно забытой харьковской газеты «Южный край», краевед не поверила глазам: скромная корреспонденция в одном из номеров 1913 года была, как говорится, нашпигована именем автора «Черного квадрата» (впрочем, тогда еще не написанного: до появления скандально-эпохального полотна оставались считанные месяцы). «Впервые вышло удивить Олега Михайловича», – улыбается первооткрывательница статьи. Дело в том, что чудом отыскавшаяся рецензия поразительно дополняет обнаруженные ранее Радиным снимки одного из первых фотографов-любителей нашего города Льва Киреевского, сделанные в том самом 1913-м с выставки нашумевшего в ту пору объединения художников-реформаторов «Ослиный хвост» во 2-й женской гимназии. (Здание на главной улице Курска погибло в войну, на его фундаменте ныне стоит городское УВД.) До сих пор драгоценные дагерротипы были единственным подтверждением, что вернисаж вообще имел место. Итак, каковы впечатления зрителя, явно не принадлежавшего к кругу футуристов, супрематистов и других искателей новых путей в русской живописи начала XX века? Отзывы об увиденном гневно-негодующие: по мнению критика, «редкий экземпляр живого кубиста», то есть сам Малевич, берясь изобразить людей, рождает «конусы», «жабообразные и обезьянообразные подобия»… Впрочем, автор не раз дословно цитирует и главного героя события, например, приводит слова: «Это искусство будущего: в следующем году я напишу азбуку, арифметику и библию (sic!)»… Как известно из его жизнеописания, вскоре он и впрямь написал манифест о «новом живописном реализме».
Таким образом, еще богаче и привлекательнее для гостей стал музей «Казимир Малевич в Курске», фонды которого уже несколько лет по крупицам собирает основатель галереи «АЯ».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...