Газета «Городские Известия» № 4013 от 23 Мая 2017

Светозарные полотна Торшенко и Манжулали

Московскую выставку советской индустриальной живописи «Город Солнца» в галерее Дейнеки сменили россыпи цветных пятен на полотнах Игоря Торшенко и Манжулали. Представлять работы после лучших творений мастеров соцреализма – большая ответственность для художника. Впрочем, у Торшенко, называющего себя основателем «Искусства Высшей Реальности», свой — оригинальный — взгляд на иерархию ценностей в живописи.

Ценители прекрасного, собравшиеся на открытие выставки, заняли выставленные для них в зале стулья. Новички удивлялись: «Как смотреть картины, сидя?» А завсегдатаи знали, что их ждет спектакль-проповедь, в котором знакомство с картинами начинается в третьем, заключительном акте.

Искусство продвижения искусства

Руководитель главного в области хранилища произведений изобразительного искусства Игорь Припачкин, открывая выставку, подчеркнул, что представлять работы в картинной галерее имени Дейнеки могут только состоявшиеся художники. 52-летний Игорь Торшенко – заметная фигура в культурной жизни города. Галерея старается поддерживать интерес курян к творчеству местных живописцев еще и потому, что художнику при отсутствии прямого заказа со стороны государства надо прилагать немало усилий и иметь невероятную веру в себя, чтобы остаться в профессии.
Последующие 40 минут Игорь Торшенко рассказывал зрителям о своем становлении в живописи и основанной им теории «Искусства Высшей Реальности».
После института курянин, как и все его сокурсники, начинал с реализма. Этот период сопровождался постоянными разочарованиями и депрессиями. Игорь понимал, что классическая живопись не для него, и мучительно искал собственный путь.
– Я вспомнил Куинджи, который выводил учеников на природу писать с натуры. Через час-другой он просил отложить этюды, отвернуться от вида, который изображали молодые люди, и писать пейзаж заново – по воспоминаниям, впечатлениям. Так вырос великий Рерих. Я последовал методу Куинджи и ощутил, что мною кто-то руководит: «Рисуй туда, рисуй сюда, бери такие-то цвета». Когда голос умолк, я остановился озадаченный: что делать дальше? Вдруг моя картина распахнулась: исчезло тело, пропала комната, и я вошел в удивительный, светозарный мир. Он весь был в мелких атомах цвета, в нем все пело и благоухало. Когда видение окончилось, окружающая действительность показалась серой и унылой. Последующие 20 лет изо дня в день я изображал на полотнах однажды увиденную высшую реальность и пытался  проникнуть в нее, но второго раза так и не случилось.

Теория «Искусства Высшей Реальности»

Игорь Торшенко относит свою живопись к уровню души или «Искусству Высшей Реальности (DIVYA ART). По его мнению, художник может достичь этого уровня, только занимаясь духовной практикой: через посты и молитвы, йогу, китайскую гимнастику и так далее.
В своей теории Торшенко все искусство делит на четыре группы, соответствующие уровню развития личности или сознания личности в восточных религиях. Низший уровень (уровень тела) – это то, что мы называем классическим реализмом.  
– Если человек пишет портрет или пейзаж с натуры, он просто «сдирает» со шпаргалки у природы. Списать на экзамене – разве это большое искусство? –  убеждает собравшихся художник-проповедник.
Искусство второго уровня (уровня ума) основано на впечатлениях, фантазиях, снах или галлюцинациях при различных состояниях. Это – сюрреализм,  романтизм, футуризм.
Далее следует уровень разума, познания мира и постижения его законов, в том числе законов пятен, линий и цветов. На уровень разума Торшенко ставит модернизм Малевича и Кандинского.
К высшему уровню искусства, уровню  души, как утверждает теоретик, вплотную приблизился Джексон Поллок. Американский живописец, лишившись фаланги пальца, изобрел в 1947 уникальную технику рисования. при которой разбрызгивал краску с кистей на разостланные на полу огромные холсты.
Критики называли плоды творчества американца-новатора «не изображением, а случаем», Крейг Браун поражался тому, что «эти обои» вообще могут относиться к истории искусства. Тем не менее противники Поллока не помешали его работам  устанавливать рекорды цен на художественных аукционах.  
Отбросив лишнюю скромность, Игорь Торшенко  утверждает, что он – единственный в мире художник, достигший высшего уровня искусства.
Манера письма Игоря отличается от великого предшественника: наш земляк не разбрызгивает краску, а работает мастихином, спонтанно нанося на холст множество мазков. Автор относит свое творчество к интуитивному искусству и говорит, что пишет, «отключив ум», в состоянии транса или «сердечной молитвы». Случайно или нет, но сотрудники картинной галереи пошли на эксперимент в экспозиции: подобрав несколько схожих по цветовой гамме работ Торшенко, разместили их на одной из стен вплотную друг к другу – так облицовывают фасад здания гранитными плитами.  Получилось эффектное панно.

Учимся друг у друга

Игорь Торшенко – член Международной ассоциации «искусства» народов мира, заслуженный художник и профессор этой ассоциации. Впервые он заявил о себе как  художник, делая по 13 выставок в год в Москве, где  жил в течение пяти лет после окончания Курского худграфа. С 1991 года Торшенко ежегодно выставляется в Вене. К сегодняшнему дню его работы экспонировались  в Австрии, Люксембурге, Германии, Италии, Бельгии, США, Чехии и во многих городах России. Полотна курянина имеются в крупнейших музеях мира и ежегодно участвуют в коммерческих и благотворительных  аукционах Европы.
Большинство работ Игоря Торшенко и Манжулали (настоящее имя – Марина Самодурова) написаны за пределами России. Художники по три-шесть месяцев в году проводят в Индии и Австрии. Галереи этих стран берут на себя расходы на проезд и проживание супругов, обеспечивают их материалами в обмен на работы. Игорь и Марина зарабатывают на жизнь исключительно живописью. В этом вопросе Торшенко категоричен: «Художник должен жить на деньги от продажи картин».
30-летняя Манжулали обаяла посетителей выставки сияющими глазами и лучезарной улыбкой. В ее работах, выполненных в стиле наивной, детской живописи, многие отметили заметный прогресс.
Признался в этом и Игорь: «Марина – моя ученица, но сейчас я уже учусь у нее». Действительно, если раньше картины Торшенко представляли собой рассыпанное конфетти мазков, теперь среди цветных пятен стали просматриваться очертания человеческих фигур, объектов пейзажа.

Высшая реальность доступна

Интуитивную живопись пару лет назад начали преподавать в Курске на мастер-классах по правополушарному рисованию. Как утверждают педагоги, смысл медитативного рисования в том, чтобы отключить на время разум и отдаться  эмоциям, чувствам, интуиции. Многие начинающие и продвинутые художники периодически прибегают к этому занятию, чтобы получить заряд энергии и новое видение своих замыслов. Эта методика используется также в психиатрии для лечения нервных расстройств, снятия стресса. Из сеанса правополушарного рисования человек выходит отдохнувшим, одухотворенным и выносит 7-8 креативных изображений.
На вопрос, сколько картин у художников, Марина ответила:
– Я за 10 лет написала 500-600 работ, а Игорь – десятки тысяч. Муж погружается в творчество, почти ничего не ест, медитирует и иногда может за день написать до 10 картин. Это как сальто-мортале – учишься долго, а потом делаешь за секунды. За три месяца работы в Австрии он закончил около двухсот картин.
По словам Марины, все произведения находят покупателей, особенно ценится их творчество в Европе.
– Сколько стоит ваша картина с маками? – спрашиваю я Марину.
– Надо спросить Игоря, это  его любимый пейзаж.

Под занавес

После посвящения в искусство посетители выставки поднялись со стульев и медленно последовали к картинам. Художники в это время услаждали их слух игрой на старинных инструментах, помогая погрузиться во внеземной мир искусства высшей реальности.  
Как оказалось, отношение зрителей к работам Торшенко и Манжулали неоднозначно.
– Эти полотна можно рассматривать как отражение души авторов, – отзывались одни.
– В искусстве Торшенко трудно что-то понять, – признавались другие.
– Главное, что художник доволен собой, – улыбались третьи.
Но все без исключения были едины, что представленная на выставке необычная живопись заряжает положительными эмоциями, возбуждает интерес и никого не оставляет равнодушным.

P.S. Согласовывая статью, Игорь Торшенко уточнил: «Правополушарное рисование – это не то. Чтобы подняться на уровень искусства души, надо быть верующим человеком, вегетарианцем, не курить, не пить и не употреблять наркотики, включая чай и кофе».  

Автор: Наталья СКОЛЬЗНЕВА

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Имя *
Фамилия *
Электронная почта *
Текст комментария
Введите капчу * ee0106ae3cc88fc0d44aeb105464ed94

Действие

Последние новости Курск

31/05/2020 Телеведущий Джон Уоррен отведал курских креветок
В Курской области снимают очередной выпуск передачи НТВ "Поедем, поедим!"

31/05/2020 В центре Курска перевернулся автомобиль
ДТП произошло в районе Карла Маркса, 6.

31/05/2020 На проспекте Плевицкой в Курске восстановят повреждённую световую опору
Недавно в нее въехала машина.

31/05/2020 Завтра в Курске снова обещают дождь
Днем столбики термометров поднимутся до плюс 16 градусов.

31/05/2020 Куряне более 2 тысяч раз нарушили режим повышенной готовности
Такое количество административных материалов по статье 20.6.1 КоАП РФ поступило в районные (городские) суды региона за период с 16 апреля по 29 мая.

31/05/2020 В одном из районов Курской области резко выросло число больных коронавирусом
В Курске за последние сутки подтвердилось 33 новых случая заражения.

31/05/2020 Завтра в Курске запретят продавать алкоголь
Ограничения не касаются индивидуальных предпринимателей и организаций, оказывающих услуги общественного питания.

31/05/2020 Курянки болеют коронавирусом чаще мужчин
За последние сутки новая инфекция подтвердилась у 52 женщин.

31/05/2020 В субботу в Курске прошел рейд по магазинам и салонам красоты
Было обследовано 60 предприятий, на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей составлено 4 протокола по статье 20.6.1 КоАП.

31/05/2020 От коронавируса скончалась 37-летняя курянка
Причина смерти - тяжелая вирусная пневмония, вызванная COVID-19.