Летопись службы
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Музеи бывают разные. Есть такие, про которые знают далеко не все куряне. Это музеи ведомственные: железнодорожный, истории трамвайного движения, пожарной охраны и другие.    
Мне ближе музей МВД  в этом ведомстве прошла значительная часть жизни и службы вашего покорного слуги: стоял на постах, мчался на вызов в «канарейке», бегал с папкой по участку, «исполняя» заявления...
Если быть хронологически точным, то это музей полиции – милиции – полиции. Потому как от принципа преемственности на этом поприще никуда не денешься…
Волнуюсь, как будто предстоит реально переместиться во времени лет на сорок назад… Вот сворачиваю на знакомую улицу Бебеля  (теперь Саровского). Здесь находился мой родной Ленинский РОВД. Там, где был вход в отдел, теперь окно кабинета городского УВД. А напротив, в старом особнячке по адресу улица Бебеля, 4, располагался наш отдельный дивизион патрульно-постовой службы. Сегодня на этом месте красивое современное здание УМВД Курской области, куда мне, собственно, и надо...
В просторном холле меня встречает гостеприимная «хозяйка» музея, хранитель фондов культурного центра Полина Плаксина. По широкой мраморной лестнице поднимаемся на второй этаж. И здесь хотелось бы продолжить: «И входим в огромный, с колоннами, зал музея...». Однако помещение его неожиданно весьма скромное. В столь шикарном здании, учитывая более чем вековую историю полиции-милиции, помещение могло бы быть и побольше. Но и в этом небольшом объеме экспозиция расположена компактно и грамотно:  стенды не закрывают друг друга, используются выдвижные планшеты, альбомы…
Беседую с  майором внутренней службы Натальей Сошиной – руководителем культурного центра УМВД – музей является его структурным подразделением. Совместно с хранителем фондов они проводят для меня экскурс в минувшее. Вот дореволюционный план города, поделенный на полицейские участки, а вот – манекен городового при шашке и револьвере… Полицейские рапорта на стендах, в них по сути, все тоже самое, что и сейчас: семейные скандалы, угоны (только не машин, а коров и лошадей), кража дров и прочая полицейская «текучка». Все так похоже на 70-е, когда я сам был участковым... Дальше – стенд уже милицейский, послереволюционный. Форма тех лет – гимнастерка с петлицами, галифе, оружие – маузер, наган.
А известно ли вам, что не слишком благозвучное слово «мент» происходит от названия элемента форменной одежды дореволюционных полицейских (в конце XIX века). Ментик –   короткий плащ. Так же называлась гусарская куртка, которую можно было носить на одном плече. Слово это пришло из Венгрии давно, и у него своя славная история. Так что «мент» – очень благородное понятие.
А вот и «сороковые-роковые…». Сотни курских милиционеров сражались на фронтах Великой Отечественной. Вернулись не все... Вечная слава героям! Здесь, в экспозиции, присутствуют и полковой миномет, остатки советского оружия, найденного на полях сражений... На стендах – фотографии сотрудников ОВД, вернувшихся с войны и продолживших милицейскую службу. Я в период своей работы в милиции еще застал в строю многих ветеранов: полковники Степан Котенко, подполковник Николай Круглов, старшины Яков Локтионов, Юрий Тетерин…
Послевоенная офицерская форма – синий китель «под горлышко», серебристые капитанские погоны... А вот «мой» стенд – 70-е годы. С фотографии улыбается молодой генерал Вячеслав Панкин, здесь же начальники трех городских РОВД: Ленинский – полковник Анатолий Горбачев (ветеран войны), Кировский – полковник Сергей Митричев, Промышленный – полковник Воробьев...
Городская милиция до 1939 года носила фетровые шлемы с металлическим наконечником – наподобие тех, что использовали английские полицейские, но другого цвета – белые.
Сказать, чтобы тогда в городе было совсем тихо, нельзя. Перед моим приходом в органы погиб участковый Разиньков, а в 1981 году ¬-  мой друг, старший лейтенант Павел  Гуляев…
На следующем стенде материалы о войне в Афганистане. Ее первая жертва среди курских милиционеров –  подполковник Иван Монаков. Фотографии ребят, вернувшихся оттуда. Представлены также и немудреные предметы походного быта, оружие... Дальше – Чечня, портрет героя России, сержанта Андрей Хмелевского, ну и, собственно, наши дни –  работник ДПС в экипировке, боец ОМОНа со щитом…
Отдельный стенд посвящен начальникам УВД Курской области. Каждый из генералов что-то привнес в развитие службы и укрепление правопорядка на территории нашей области. Представлены здесь и кителя генералов Панкина, Волкова, Пронина…
Слово «мусор», которое до сих пор мелькает с телеэкранов, происходит от дореволюционной аббревиатуры МУС – Московский уголовный сыск. Этого словосочетания преступники так боялись, что оно сохранилось до наших дней – пускай в искаженной форме. Как говорится: «Пускай ненавидят, лишь бы боялись…»
Отдельный стенд посвящен курскому обществу «Динамо». Многочисленные кубки и медали, завоеванные динамовцами, по праву занимают место в милицейском музее. Еще бы —  основоположником самбо, а затем и дзюдо в Курске был подполковник внутренней службы Михаил Скрыпов, чемпион Олимпиады-80 Николай Солодухин тоже имел специальное звание. А сколько ребят, не отмеченных спортивными наградами, «Динамо» подготовило к милицейской службе да и вообще – к нормальной жизни!
Подводя итоги посещения музея, хочется сказать, что дело делается большое и нужное — сохранять память и преемственность поколений сотрудников органов внутренних дел, популяризировать госслужбу в глазах молодежи, привлекая тем самым новые кадры. Хотелось бы добавить, что эти экспозиции и накопленная информация достойны большей популярности и востребованности – не только  среди действующих или бывших работников МВД. Со своей стороны обязуюсь представить работникам музея собрание фотографий Курска 30-х годов и позже, где отображены работники милиции тех лет.
Александр БЕЛОУСОВ
Фото автора.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...