Муниципальные закупки. Что нового?
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Муниципальные закупки. Что нового?


Государственный и муниципальный заказ в условиях кризиса – гарантированный кусок хлеба для бизнеса, причем не только для крупного. Законодательство о контрактной системе постоянно совершенствуется, делая сферу госзакупок более прозрачной и конкурентной, то есть доступной для любого хозяйствующего субъекта. О законодательных новеллах 2017 года «ГИ» рассказал директор департамента закупок для муниципальных нужд города Курска Алексей МИХАЙЛОВ.    
– Алексей Юрьевич, в конце прошлого года на страницах «ГИ» мы начинали разговор о введении нового вида контроля закупок со стороны федерального казначейства и   его территориальных органов...
– С 1 января 2017 года казначейство начало проверять финансовое обеспечение планов закупок перед размещением их в единой информационной системе. Практически во всех регионах страны это новшество повлекло задержки в публикации документов о закупках. Не без гордости могу отметить, что заказчики города Курска избежали проблем, связанных с размещением информации в ЕИС. Этому способствовали своевременная совместная работа с отделением №29 УФК по Курской области и проведенные департаментом закупок масштабные мероприятия по обучению контрактных управляющих взаимодействию с контрольными органами.
– Самому большому реформированию в этом году подверглись закупки строительных работ?
– Да, поправок в этой сфере немало. Так, постановлением правительства №1063 установлены 34 вида работ по строительству и реконструкции объектов капстроительства, которые подрядчик обязан выполнять самостоятельно без привлечения третьих лиц. В их числе – устройство фундаментов и оснований, возведение несущих конструкций, устройство кровель и другие. В документации о закупке заказчик должен указывать виды и объемы работ, подлежащие выполнению непосредственно подрядчиком. Если исполнитель контракта прибегнет к услугам субподрядчиков, ему будет грозить штраф в размере 5% от стоимости этих работ. Вышеуказанное нововведение повысит прозрачность исполнения контрактов и качество работ по возведению и реконструкции объектов капстроительства.
Еще одно важное изменение, затрагивающее деятельность строительных организаций, – это отмена с 1 июля 2017 года свидетельств о допуске к определенным видам работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства. Теперь при закупке проектно-изыскательских работ, а также работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства участник закупки должен будет подтвердить членство в саморегулируемой организации, предоставив выписку из реестра членов СРО.
Если раньше проектные и строительные работы выставлялись на торги отдельно, то с 1 июля 2017 года они могут быть объединены в одном заказе на строительство объекта «под ключ». Это дает значительную экономию денежных средств, так как застройщик на всех этапах выполнения работ имеет возможность вести контроль и вовремя вносить корректировки. Чтобы комплекс работ по проектированию, возведению и вводу в эксплуатацию объекта капстроительства выполнялся одним подрядчиком, заказчику необходимо получить заключение по итогам технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в создание объекта и решение главы муниципального образования о заключении контракта на строительство «под ключ». Кроме того, в указанный контракт нужно включить ряд условий. В частности, о том, что подрядчик не вправе требовать увеличения цены контракта, а заказчик – ее уменьшения, даже если в момент заключения контракта невозможно предусмотреть полный объем работ или расходов.
– Какие еще важные моменты уточнил законодатель?
– Их много. С 1 мая текущего года законодатель сократил сроки оплаты по контрактам. Так, субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям следует платить по контракту не позднее 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, а остальным подрядчикам – не позднее 30 дней.
В мае президент РФ отменил специальные экономические меры в отношении Турции, которые действовали с 2016 года. Теперь заказчики не вправе включать в документацию запрет на закупку у турецких компаний.
С 1 января 2017 года расширен перечень товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд,  подлежащих нормированию, то есть установлению предельных значений по стоимости или техническим характеристикам. В перечень вошли, в частности, автотранспортные средства для перевозки людей, услуги такси, аренда легковых автомобилей, передача данных по проводным телекоммуникационным сетям.
В конце апреля вступили в силу изменения, внесенные в положение о Минфине, в соответствии с которыми министерство финансов будет вырабатывать госполитику и регулировать сферу закупок, осуществляемых по Закону №44-ФЗ, а правительство утвердило постановление №442, в котором казначейство указано как единственный орган власти, ответственный за работу ЕИС.
– Насколько я знаю, ужесточились требования к участникам закупки – как к должностным лицам, так и организациям...
– Если раньше к участию в закупках не допускались должностные лица, судимые за преступления в сфере экономики, теперь установлены новые ограничения. Это – привлечение к уголовной ответственности за незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение или дачу взятки, посредничество во взяточничестве.
Установлен дополнительный антикоррупционный фильтр для  юридических лиц: организация не вправе участвовать в закупке, если в течение двух лет до момента подачи заявки была привлечена к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица». Для реализации данной нормы на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ опубликован реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение, включающий на данный момент информацию за прошедшие три года, а также истекшие месяцы 2017-го.
– С таким количеством изменений вам расслабляться не приходится...
– Законодательство о контрактной системе, образно говоря, является «живым организмом», который постоянно развивается и нуждается в доработках. С декабря прошлого года было принято более 100 постановлений правительства РФ, направленных на развитие закона № 44-ФЗ, а разъясняющих писем  различных министерств и ведомств еще больше. Департамент закупок для муниципальных нужд города Курска не только отслеживает эти изменения, но и информирует о них заказчиков, проводит консультации, обучающие семинары и оказывает помощь в решении проблем, возникающих в процессе работы.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...