Владимир Соколинский: «Просто работал»
Свежий номер: 18 апреля 2024 (4969)
тираж номера: 4131 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


«Талант!» – восхищаются посетители выставок, глядя на лаконичные, с грустинкой, пейзажи и натюрморты Владимира Соколинского. Известный курский живописец к своим 60 оброс регалиями, как корпус корабля ракушками, и я была крайне удивлена, встретив его полотна в одном из художественных салонов Курска. Надо же, не в столице и над другими не возносится: цены на работы мастера – средняя температура по больнице.    
Обладатель кипучего таланта и небывалой работоспособности, Владимир Соколинский узнаваем в любом жанре, будь то пейзаж, натюрморт или портрет. Искусствоведы отмечают в его работах развитое чувство композиции и цвета, щедрый открытый мазок, скупость в деталях и почти физическое ощущение воздуха... Соколинский по своему видению – художник-живописец, а по скорости и манере исполнения – художник-график.
Студенты худграфа, рассматривая стремительные живопись и графику Владимира Михайловича, нет-нет да и скажут: «Что тут писать? Раз-два и готово!» Пробуют сами, и... понимают цену кажущейся легкости и снайперской точности педагога.
Вопрос «Как сложился ваш стиль?» заставил мэтра задуматься.
– Как бы это объяснить? Вспомните фильмы с участием Андрея Миронова: в каждой роли он словно говорит зрителям: «Посмотрите, как я умею!». А великие актеры, перевоплощаются в своего героя и живут его жизнью. Так и художники: одни выставляют напоказ свое мастерство, другие, менее способные, – качество материала, настоящие же – выражают суть изображаемого. Возьмите Серова. Его пейзажи захватывают зрителя красотой, величием русской природы, оставляя труд живописца за рамками восприятия. Или Евсея Моисеенко: три-четыре цвета – черный, коричневый, серо-зеленый, а полотна пылают, будто огонь в камине...
Библиотеки, архивы, выставки, огромная исследовательская работа Соколинского вылились не только в две диссертации, научные монографии и статьи, но сделали его как художника.  Манера письма Владимира Михайловича – сплав и непременное развитие опыта великих предшественников. «Лучше быть скромным самим собой, чем самым хорошим последователем,» – считает он.

Неправильно рисуешь, дядя!
Первая встреча Володи Соколинского с профессиональной живописью состоялась в воронежском селе Нижняя Ведуга. Возвращаясь из школы,  мальчик увидел возле своего дома мужчину с этюдником. Посмотрел на неоконченное полотно, на дом, знакомый до последней неровности на штукатурке, и со всей детской непосредственностью воскликнул: «Дядя, ты неправильно рисуешь!»
– А  сам-то умеешь рисовать? – улыбнувшись, спросил участник пленэра.
Принесенные подростком работы поражали тщательностью исполнения: в перерисованных из учебников иллюстрациях, графических портретах Михаила Ломоносова и других исторических личностей была досконально повторена  каждая складочка на одежде, каждый завиток на парике. Художник посоветовал Володе после окончания восьмого класса поступать в художественное училище. «Для меня было откровением, что живопись – это не дар божий, а обычная профессия, которой можно научиться», – вспоминает Владимир Михайлович.
В семье Соколинских он был седьмым из девяти детей. Донашивал одежду за братьями, но ни родители, ни работающие старшие братья и сестры не жалели для него денег на краски и альбомы. Когда же подошло время определяться с профессией, отец – начальник почты, бывший фронтовик – засомневался: парень с головой и характером, мог бы стать врачом, инженером... Обратился за советом в школу, и учителя, несмотря на то что рисование вел географ, поддержали решение талантливого выпускника.

Где ты занимался, парень?
На консультации перед вступительными экзаменами в Бутурлиновское художественно-графическое педагогическое училище лучший школьный рисовальщик Соколинский был поражен множеством непонятных терминов: светотень, рефлекс, линейная, воздушная перспектива. Тем не менее приемная комиссия поставила за  рисунок «четверку», дав  возможность способному абитуриенту постигать каноны изобразительного искусства в стенах учебного заведения.
На первом занятии Владимир услышал  восхищенное «Где ты занимался, парень?!» не от преподавателя академического рисунка. Физрук не смог сдержать восторга при виде рельефных мышц и атлетически сложенной фигуры первокурсника. Спорт   с детских лет –  значительная  часть жизни братьев Соколинских. Футболом, бегом, лыжами, борьбой  занимались не только в школе, но и в свободное время. Физическая подготовка потом не раз пригодилась Владимиру. Речь не о соревнованиях, где будущий художник неизменно брал призовые места. В Бутурлиновке Владимир стал защитником студенческого общежития, куда регулярно наведывалась местная шпана, отбирала у ребят деньги, устраивала драки.  Чтобы скрыть на лице следы очередных разборок, Соколинский надевал темные очки, а в особо тяжелых случаях к нему подходил завуч : «Володя, можешь эту неделю на занятиях не появляться, пропуски преподаватели тебе ставить не будут».
В армии попытка Соколинского защитить новобранца от издевательств «дедов» переросла в крупный конфликт со старослужащими, в котором наш герой смог постоять за себя. После чего командование части перевело его в спортроту.
Поддержка руководством благородных поступков не являлась залогом последующей лояльности Соколинского. Скажем, в ответ на запрет директора училища носить студентам-юношам длинные волосы Владимир, обладатель завидной темно-русой шевелюры, организовал акцию протеста, а затем инициировал коллективное письмо в «Комсомолку».
Умение отстаивать свои взгляды, бескорыстная помощь беззащитным и борьба с несправедливостью сильных проходят красной нитью через всю биографию курского живописца и графика. Плыть против течения, говорить правду  в глаза – его кредо. «Получаю от творческой деятельности убытки и зависть коллег», «На художников ориентировался, на преподавателей – нет», «Считаю, художник без науки – просто ремесленник, а преподаватель без научной деятельности – неуч»,  «Художественно-педагогическое образование находится на пороге катастрофы» – это строки из опубликованных высказываний Владимира Михайловича.

Скажи, кто твой учитель?
Прежде чем в 25 лет выпускник Бутурлиновского училища поступил на очное отделение художественно-графического факультета Курского педагогического института, он успел закончить курсы маляров-штукатуров, по несколько месяцев поработать на стройке и  в должности главного художника крупного предприятия в Воронеже,  а затем на три года завербоваться на Урал резчиком по дереву. Немногие понимали Соколинского, отказывающегося от баснословных по тем временам заработков ради студенческой стипендии, но он был уверен, что поступает правильно.
– Мне везло на хороших людей, которые помогали и направляли меня по жизни, – говорит Владимир Михайлович.  – Среди многих хочется особо отметить научного руководителя – декана художественно-графического факультета Московского педагогического государственного университета, профессора Евгения Васильевича Шорохова и бывшего ректора Курского госуниверситета, профессора Вячеслава Викторовича Гвоздева.
Член Союза художников России, доктор педагогических наук, профессор кафедры живописи КГУ, профессор кафедры архитектуры ЮЗГУ Владимир Соколинский состоялся в трех ипостасях: ученый, педагог и художник. Им создано более трехсот работ, высоко оцененных в среде профессионалов. Среди триумфов Соколинского можно назвать лауреатство на международной выставке в Италии «Искусство современной гуаши в Европе» (2002), победу в конкурсе «Курск глазами художников» (2006), высшую  награду региона в сфере изобразительного искусства – губернаторскую премию имени Александра Дейнеки (2010), выход в финал белгородского открытого фестиваля изобразительных искусств памяти заслуженного художника России Станислава  Косенкова (2011) и международной выставки-конкурса «Прохоровское поле» (2013).
Соколинский не относится к категории людей, остерегающихся конкуренции с молодежью. Он щедро делится со студентами секретами мастерства и глубочайшими теоретическими познаниями. Как известно, удобренная почва дает жизнестойкие всходы. Среди учеников Владимира Михайловича – кандидаты педагогических наук, члены Союза художников России, дипломанты всероссийских и региональных выставок.  Поклонникам живописи известны такие  имена,  как   Иван Согачев, Иван Воробьев, Юлия Бартенева, Софья Ечина, а Владимир Нестерков, ныне живущий в Белгороде, уже превзошел своего педагога, получив звание заслуженного художника России.
Так и должно быть у настоящего учителя, ученого и творца, твердо убежденного в том, что «живопись – самое достойное из всех человеческих занятий».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...