У критиков в Курске согрелись носы
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
У критиков в Курске согрелись носы


Как у классика, «к нам приехал ревизор»… И даже два: критики Наталья Старосельская и Сергей Коробков за три исключительно насыщенных дня, с 23 по 25 марта, посмотрели семь спектаклей Курского драмтеатра.    
В отличие от незадачливых гоголевских персонажей, от страха куряне не трепетали, ведь авторитетные эксперты уже не однажды удостаивали труд режиссеров и актеров высокой оценки. Даже замечания (кстати, редкие) этих беспристрастных судей дорогого стоят! И Наталья Давидовна, и Сергей Николаевич – кандидаты наук, авторы ряда книг, их статьи в театральных журналах тщательно изучают не только герои публикаций, а все сообщество служителей Мельпомены. Заведующий кафедрой творчества в Российском государственном гуманитарном университете также известен десятилетними трудами на посту худрука Театра Наций, ныне возглавляемого Евгением Мироновым. И несложно представить, как почетно той или иной труппе удостоиться отзыва от всезнающих и взыскательных мэтров. В Курске гости побывали на пьесах: «Урок мужества», «Читающий театр: Читка», «Бешеные деньги», «Хочу сниматься в кино», «Чужой ребенок», «Оскар и Розовая дама», «Месяц в деревне». И впечатления весьма отрадные.

Сергей Коробков:
– Познакомился с курским коллективом в Самаре на фестивале «Волжские театральные сезоны». Видел «Горе от ума» – с моей точки зрения, работа высочайшего уровня. А на фестивале «Соотечественники» в Саранске был показан спектакль «Чморик». Он меня тоже заинтересовал, и не драматургией, а актерскими работами. Теперь жду «Месяц в деревне». Потому что мне близка школа, взрастившая вашего художественного руководителя Юрия Валерьевича Бурэ. Дорог русский режиссерский театр, хотите – называйте его психологическим, а вообще-то любой театр психологичен. Спектакль – это всегда попытка подобраться к сложнейшей человеческой природе, даже в комедиях. Вот сегодня мы посмотрели удивительную работу «Хочу сниматься в кино». Со сцены веет духом французских бульваров позапрошлого века, но за этим, казалось бы, беспечным наброском встают вопросы всемирного значения! Ни шажочка не пропущено, если пользоваться швейной терминологией. Казалось бы, если режиссер – женщина (заслуженная артистка РФ Галина Халецкая), то жди на сцене сентиментальности, а тут, наоборот, видна твердая рука в разборе характеров.
Когда-то мы были счастливы, зная, что живем в одну эпоху с Товстоноговым, Эфросом, Любимовым… После ухода этих титанов жили, как говорится, с «холодными носами», все реже встречая эмоциональный посыл со сцены. Вереницы спектаклей, где все рационально, сухо, выморочно, спокойненько… Молодые стали экспортировать зарубежные модели, хотя это наш театр еще столетие назад служил примером лучшим режиссерам зарубежья! Открытия Станиславского всю Европу с ума сводили.

Наталья Старосельская:
– Если с первой же поездки в тот или иной город не привязываюсь к его театру всей душой, больше туда не езжу. На встречах с артистами и режиссерами говорю им правду, такова главная заповедь профессии. С первого же спектакля в Курске, с «Сирано де Бержерака» поняла, насколько мне интересны эти актеры, этот режиссер. Видела многих «Сирано», но они меня так не захватывали, не завораживали, как в курском спектакле, куда я приходила раза четыре. И участники семинара молодых критиков вместе со мной его смотрели, ведь я стараюсь уберечь питомцев от вредных впечатлений, хочу, чтобы они понимали различия между театром, «не совсем» театром и «совсем не театром». Они у меня пишут рецензии в журнал «Страстной бульвар, 10», – и вот три человека захотели рассказать о спектакле «Чморик», и чуть не передрались! У одной как раз ушел в армию сын, другую захватил откровенный разговор о вере, третья просто влюбилась в исполнителей… Короче, пришлось им тянуть жребий на спичках. И это подтвердило мое убеждение: не я одна в своем цеху так привязана к Курскому театру, его ценят по заслугам и люди гораздо моложе меня. Пронзительная работа – композиция «Урок мужества» с Виктором Зорькиным и Еленой Цымбал. В «Читке» по рассказам Тэффи почти все, за редким исключением, сыграно очень хорошо и выразительно. Видно, что Елена Гордеева «болеет» темой, очень много знает о творчестве писательницы и обо всем, что ее окружало в разные поры ее сложной судьбы. «Оскар и Розовая дама» – гражданский подвиг изумительной Нины Полищук. У меня один вопрос был к ней: «Как вы это выдерживаете?!» Где она берет силы, физические и моральные? И вслед за этой трагедией – легкость комедии «Чужой ребенок» с искрящимися актерскими работами. Первое место для меня делят Сергей Малихов и Андрей Колобинин. А Костик какой, а Федор Федорович, а безумно смешной Евгений Сетьков… И вот теперь нам предстоит «крайнее», как мы говорим, впечатление, – «Месяц в деревне». Впечатления живут во мне уже полгода, озаряя меня особым светом. Подтвердилась моя догадка, что доктор Шпигельский, которого играет Эдуард Баранов, – не кто иной, как Подпольный человек Достоевского! Прямо бери два текста и сравнивай. И мы потом говорили с Юрием Валерьевичем об этом. Подпольный – не обязательно маленький, жалкий, сморщенный. Подполье – оно внутри! Это озлобленность, желание всем отомстить. Лощеный, самодовольный господин куда страшнее «червячка». Это и есть режиссерский театр. Нужно быть очень плохим актером, чтобы не исполнить замысел Юрия Бурэ. А таких у вас в театре  нет!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...