Не просто рельсы в два ряда...
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


В эти дни исполняется 120 лет с начала трамвайного движения на курских улицах. И «ГИ», поздравляя с праздником продолжателей славной традиции, – высокопрофессиональный коллектив муниципального унитарного предприятия «Курскэлектротранс», начинает серию публикаций, посвященных одной из главных местных достопримечательностей.    
Да-да, отнюдь не любой город, не исключая центры регионов и даже столицы государств, может похвастаться веселыми звоночками и приятным грохотом вагонов. А в Курске чудо техники XIX века явило себя раньше, чем в Москве и Петербурге! И ныне, несмотря на ряд неизбежных трудностей, служат населению верой-правдой чешские «Татры» и отечественные машины Усть-Катавского завода. И без выходных, в любую погоду, трудятся для сограждан опытные специалисты во главе с генеральным директором МУП Виталием Наумовым. Но есть у курян собственная «изюминка», подобия которой не найдешь даже во многих признанных «трамвайных столицах» мира. Это музей, – едва ли не самый познавательный из ведомственных хранилищ старины в регионе, привлекающий своими реликвиями и выразительностью рассказов всех, кто хоть однажды переступал порог Восточного депо, – и взрослых, и особенно детей. Ну где можно ощутить себя «глубокоуважаемым вагоноуважатым», заняв место у лобового стекла подлинной кабины?.. Притягивают не только чудо-экспонаты,но и мудрые, вдохновенные рассказы руководителя музея Александра Настенко. Именно его обстоятельная книга о судьбе курского трамвая, что вскоре должна увидеть свет, а  также исследования историка и краеведа, кандидата наук Ильи Шпакова с разрешения авторов легли в основу этих очерков.
В есной 1898 года Курск, город небольшой в сравнении с нынешним, дважды оказывался в центре событий, приковывавших интерес, наверное, всех подданных Российской империи. Первым из таковых стал взрыв «адской машины», заложенной группой молодых смутьянов в марте в Знаменском соборе. Главный храм епархии пострадал очень сильно, однако чудотворный образ уцелел! Весть о новом чуде, явленном иконой, разнеслась по всей Руси, в Курск спешили многие тысячи паломников, чтобы поклониться хранимой Богом святыне. Недаром, судя по знаменитой фотографии, которую читатели видят на этой газетной полосе, у собора столь многолюдно. Впрочем торжественный молебен в этот раз посвящен иному вопросу – пуску первого в городе трамвая! Но заглянем на три года ранее.
Губернатором тогда был Алексей Милютин – личность примечательная, герой Турецкой войны. Он-то и утвердил 31 июля 1895 года проект договора на организацию городской электрической дороги. А чуть ранее, в начале месяца, инженер путей сообщения Иван Лихачев подал соответствующее предложение в городскую управу, и оно было одобрено думой. Россиянину, за которым, впрочем, стояли бельгийские капиталы, удалось обойти конкурентов, уже тогда знаменитую компанию из Германии «Сименс» (точнее, «Siemens & Halske AG»). Может показаться удивительным, но проект согласовывался в МВД. Столичные высокопоставленные чиновники требовали внести ряд изменений, работа над ними не сильно замедлила приближение торжественного мига. Строительство сопутствующих объектов началось весной 1896-го. На Херсонской улице (ныне Дзержинского) была построена электрическая станция – первая в губернском городе! Здание, сложенное из красного лицевого кирпича, с высокой вытяжной трубой и двускатной крышей, к сожалению, не сохранилось. Оборудование по тем временам впечатляло: три паровых водотрубных котла с общей площадью нагрева 450 квадратных  метров, две паровые машины общей мощностью 400 лошадиных сил и две динамо-машины мощностью по 110 КВт каждая. На Выгонной улице (ныне 50 лет Октября) возвели депо – кирпичный вагонный сарай-профилакторий на четыре тупиковых пути с канавами для осмотра и ремонта подвагонного оборудования и отдельно стоящие деревянные мастерские, в которых были смонтированы два  токарных станка, пресс, ручной сверлильный станок и четыре  домкрата. Между профилакторием и мастерскими был проложен веер на два пути с окончанием тупиком. В июле 1896 года туда поступил подвижной состав бельгийского производства: 12 моторных вагонов и 6 прицепных. Вмещали они по 48 пассажиров: 24 располагались на лавках, еще 10 могли стоять в вагоне и 14 – на площадках.  Мощности двух двигателей по 20 «лошадей» едва хватало для движения в гору с пассажирами, которых иногда приходилось высаживать, чтобы вагон мог взять подъем, но по горизонтальному пути он мог разгоняться и до 40 км/ч. Водитель все время стоял на ногах и находился под воздействием погодных условий. Работа эта была тяжелой, изнурительной, требующей больших физических усилий для торможения вагона, поэтому водителями работали исключительно мужчины. Нелегка была работа и у кондуктора. Ими работали тоже только мужчины. Прицепные вагоны были открытыми, с поперечными скамьями по всей ширине вагона. С правого и левого борта вагона были устроены подножки по всей длине вагона, по которым передвигался кондуктор.
Весной 1897 года началась прокладка 5 километров двухпутной линии на Московской (ныне Ленина) и Херсонской улицах. Кстати, «Сименс» предлагал курянам обойтись одной-единственной парой рельсов. Для строительства были созданы две артели строителей по одной для каждой улицы. Все работы по постройке линии велись исключительно вручную, с использованием тачек, телег, лопат и кирок. Для экономии средств и ускорения строительства общество «Курский трамвай» решило отказаться от закупки шпал и производить их на месте, в результате чего объем строительных работ значительно увеличился. Использовалась следующая схема: профилирование брусьев (они поставлялись на городской вокзал станции Курск-ветка), их пропитка креозотом (осмолка), далее производились разборка брусчатки, рытье корыта под путь, сборка и укладка рельсовых плетей, их рихтовка и подъемка, засыпка песком готового полотна, замощение пути, отвозка мусора и грунта с улиц.
Масштабное строительство по центральным улицам приносило большое число неудобств жителям города. Помимо шума, пыли и грязи на узких участках улиц происходили несчастные случаи с извозчиками, у которых при наезде на земляные насыпи переворачивались экипажи с пассажирами. При доведении линии от Московских ворот до Красной площади в конце мая 1897 года общество «Курский трамвай» хотело изменить трассу линии, проложив участок от Красной площади до Знаменского собора, затем по Знаменской улице (ныне  Луначарского), после чего вывести пути на Херсонскую улицу, уменьшив за счет этого градус наклона. Однако по итогам обсуждения Иван Алексеевич Лихачев изменения в технический проект вносить не стал.
Ход строительства отслеживала специальная комиссия, а в местных газетах регулярно публиковались доклады. Основные работы по постройке были завершены в сентябре 1897 года. 11 апреля 1898 года вдохновитель начинания доложил городской управе, что трамвай к пуску готов и можно открывать движение. В тот день были обкатаны 12 трамвайных вагонов: как отмечали современники, «сначала трамваи ходили только от Херсонских ворот до Георгиевской площади (до моста на реке Кур) (ныне упрятанного под асфальт, но существующего), затем по всей Херсонской улице и до Общественного клуба (перекресток Гостиной и Московской улиц)».
18 апреля на Красной площади были выстроены 8 моторных вагонов, украшенных лентами и флажками. На церемонии присутствовали губернатор Алексей Милютин, епископ Курский и Белгородский Лаврентий, представители городских властей, Иван Лихачев, представители анонимного общества Дювельс и Леоди, специально прибывшие из Брюсселя; русские инженеры, техники и рабочие трамвая. В честь окончания строительных работ и открытия регулярного движения был совершен крестный ход с иконой Курской Коренной, освящены вагоны и отслужен благодарственный молебен. По окончании молебна вагоны трамвая, битком наполненные горожанами, поехали вниз по Херсонской улице, при громких криках собравшихся: «Ура!». Вагоны проезжали мимо многочисленной публики, собравшейся на Красной площади по случаю такого события. Реакция простых горожан на движущиеся вагоны была очень разнообразной – от восторга до испуга, а иногда и забавной, как в случае с одной домохозяйкой. Та встала на колени, силясь рассмотреть, за счет чего движется невиданная повозка, трамвай проехал мимо нее, она встала, перекрестилась и громогласно заявила: «Ползет, как змея!». Выражение понравилось, и курский трамвай какое-то время после открытия движения называли «Ползучая змея».

Продолжение следует.
По материалам Александра НАСТЕНКО
подготовил Павел РЫЖКОВ.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...