Пастернак, Кончаловский и королева Испании в Курске
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Кто еще не побывал этим летом в картинной галерее имени Александра Дейнеки, поспешите, иначе  пропустите собрание звезд первой величины в изобразительном искусстве, на короткое время вспыхнувших на курском музейном небосклоне. Удивительная выставка скрывается за скромным, типовым  названием «Классика жанра 2».    
Сейчас, когда готовится программа подготовки к празднованию 1000-летия  Курска, определяется будущий  архитектурный облик исторической части города и решаются вопросы развития внутреннего туризма, курские искусствоведы   еще раз напомнили о богатстве и значимости главной картинной сокровищницы области.
Выставка «Классика жанра 2»  полностью состоит из произведений, хранящихся в фондах галереи. Курянам наверняка известно, что в основу областного собрания живописи, помимо художественного наследия Александра Дейнеки, легли экспроприированные после революции картины из курских частных коллекций Барятинских, Нелидовых, Шварцев и Ребиндеров. Наиболее значимые экспонаты еще в 20-х годах XX века были переданы в столичные музеи, но и те, что оставлены в Курске, способны восхитить ценителей и знатоков  изобразительного искусства.
Итак, что увидят зрители на выставке, которая продлится до середины сентября?
Александра Иванова. Того самого русского усовершенствователя «рафаэлевой техники», в 1857 году написавшего «Явление Христа народу». Над масштабным, всемирно известным полотном, ныне украшающим Третьяковскую галерею, художник трудился в течение двух десятков лет, предварительно выполнив свыше 600 этюдов с натуры. Работы Иванова, хранящиеся в фондах курской галереи,  –  «учебная штудия» «Натурщик» и этюд «Камни» –  два небольших звена в длинной цепочке шагов на пути к главному произведению в жизни живописца.
В экспозицию «Классика жанра 2» включен небольшой холст «Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне» Федора Бронникова. Это – эскиз к академической программе, удостоенной в 1852 году Малой золотой медали. Более известные произведения потомка шадринского иконописца, перебравшегося в Италию, – «Гимн пифагорийцев восходящему солнцу», «Освящение Гермы», «Проклятое поле» – находятся в Третьяковке.  Основная часть наследия художника — за рубежом.
Куряне увидят работы Ивана Фирсова, в 1750 году получившего звание  придворного художника от дочери Петра I царицы Елизаветы, и портрет  испанской королевы Елизаветы Фарнезе, выполненный французским  живописцем Жаном Ранком. Это произведение поступило в курскую картинную галерею как портрет неизвестной. Сотрудники выяснили, что картина находилась в испанском посольстве и, сравнив изображение с другими портретами испанок высшего света, определили, что под маской безымянной красотки, прибывшей в Курск, скрывается не кто-нибудь, а супруга короля Филиппа V. Можете себе представить, как возросла ценность этого полотна!
Выставка позволяет в другом свете увидеть и  таких видных современных  деятелей искусства, как кинорежиссеры Никита Михалков и Андрей Кончаловский, о которых, кажется, телевизор рассказал все.  И вот в маленькой курской галерее мы можем лицезреть  корни известного творческого  клана Михалковых-Кончаловских.
Художник Петр Кончаловский в 20-х годах был основоположником русского авангарда,  одним из основателей, а потом и председателем общества «Бубновый валет». В экспозицию «Классика жанра 2» включена его работа  «Натюрморт с красным подносом».
А на одном из портретов Василия Тропинина изображен Владимир Михалков, предок известного поэта Сергея Михалкова, автора гимна Советского Союза и детских стихов про милиционера дядю Степу.
Лично для меня, в свое время не попавшей на выставку Леонида Пастернака  в Пушкинском музее в Москве, приятным сюрпризом стала встреча с его картиной в Курске.
Настоящее имя Леонида Пастернака – Аврум Ицхок-Лейб. Родившись шестым  ребенком в бедной одесской семье, юноша отличался бойким умом и в качестве профессии выбрал врачебное дело.  Леонид с детства увлекался рисованием, параллельно с занятиями в университете  брал уроки живописи. В 21 год, разочаровавшись в медицине, он вдруг решил учиться на юриста, а потом также неожиданно отправился в Германию на семинары живописи в Королевской Академии изящных искусств. Занятия с первоклассными немецкими мастерами и мюнхенский русский кружок, организованный матерью известного художника Серова, положили конец метаниям Леонида Пастернака.  В 1889 году молодой художник женился на талантливой  пианистке Розе Кауфман и переехал из Одессы в Москву. Через год в столице у молодоженов появился на свет первенец – будущий великий поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе Борис Пастернак.
Из творчества отца всемирно известного литератора на курской выставке – портрет Цетлина и чайного магната Высоцкого, выполненный в импрессионистской манере. От реализма в то время старались уйти, и главными достоинствами работы Леонида Пастернака являются не четко прописанные детали, а мастерски переданный настрой беседы, точно схваченные позы и выражения лиц.
«Классика жанра 2» – это 38 наиболее значимых работ отечественных и европейских художников периода XVIII-XX веков, способных привлечь внимание как жителей города, так и гостей столицы соловьиного края. А всего фонды галереи имени Дейнеки насчитывают около 10 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного творчества. Как отметила заведующая выставочным залом Александра Кравченко, курское собрание невелико, если сравнивать со столичными музейными колоссами, но включает немало экспонатов, без которых трудно представить себе историю отечественного искусства.
Наталья СКОЛЬЗНЕВА.
Фото предоставлены картинной галереей.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...