Ольга Гранкина: Статус муниципального служащего обязывает ко многому
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Современный чиновник должен грамотно работать с документами. И не только с правовыми актами, но и с декларациями, подтверждающими доход должностных лиц. Ошибки, пробелы в них могут быть расценены как коррупционные факторы. Какая работа проводится в администрации города, чтобы распознать и предотвратить коррупционные проявления, рассказала начальник административно-правового управления Ольга ГРАНКИНА.    
Все документы проходят правовую экспертизу
– Ольга Владимировна, большинство людей воспринимают коррупцию в самом примитивном ее проявлении: пришел к должностному лицу, принес конверт, получил подпись на документе...
– Пример, который вы привели, называется бытовой коррупцией. У нее множество проявлений. Как и способов противодействия. На федеральном уровне принимается национальный план борьбы с коррупцией, на региональном – субъектовый. И у нас в администрации города есть план, в котором определены различного рода мероприятия, направленные на снижение коррупционных рисков в деятельности должностных лиц. Как правило, это мероприятия, сгруппированные по разным направлениям. В Курске к таким направлениям относятся:
- правовое обеспечение в сфере противодействия коррупции;
- совершенствование кадровой работы в рамках антикоррупционных мероприятий;
- антикоррупционные мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для развития экономики города;
- повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исключение риска коррупции при их предоставлении;
- совершенствование взаимодействия отраслевых и территориальных органов администрации города Курска и общества в сфере антикоррупционных мероприятий.
– Первым вы назвали правовое обеспечение в сфере противодействия коррупции...
– Действительно, этот раздел стоит первым в утвержденном плане противодействия коррупции в администрации города.
Правильное формирование документов, которые принимают органы местного самоуправления, является важным элементом противодействия возможным коррупционным проявлениям потом. Все правовые акты проходят антикоррупционную экспертизу в соответствии с методикой, которая утверждена постановлением правительства РФ. Любой правовой акт должен содержать четкий порядок действий, чтобы исключить возможность коррупционных рисков.
Также недопустимы ситуации с пробелами в регламентирующих документах, отсутствием или неопределенностью сроков, условий или оснований принятия решения. Например, пропуск какого-то этапа при установлении процедуры предоставления земельного участка может создать предпосылки для совершения муниципальным служащим действий, выходящих за рамки полномочий либо связанных с его личной заинтересованностью.
– Помимо административно-правового управления какая структура еще занимается выявлением коррупционных рисков?
– Мы традиционно тесно сотрудничаем с городской прокуратурой. Проекты правовых актов, которые затрагивают интересы большого круга лиц, проходят не только нашу экспертизу, но и в обязательном порядке отправляются на проверку в надзорный орган до их принятия.
Чтобы представить объем документооборота, скажу, что только в первом полугодии в  управление  поступило на экспертизу 850 проектов муниципальных актов. А к концу года количество экспертиз значительно увеличится. В 2017-м, например, сотрудники нашего управления проверили около трех тысяч правовых актов.
– Это большой объем работы. Сколько сотрудников трудится в управлении?
– Восемь человек. Нагрузка высокая и ответственность серьезная. Помимо правовой экспертизы нормативных актов специалисты анализируют договоры, соглашения, представляют интересы администрации города в судебных делах. Несмотря на большой объем работы управление достойно справляется с поставленной задачей и со стороны прокуратуры мы получаем минимум замечаний.
С удовлетворением должна отметить, что в последние годы значительно выросло качество профессиональной подготовки муниципальных служащих. Наши подразделения выучили основные принципы антикоррупционной работы, и как следствие – сведены к минимуму нарушения, которые выявляются нами при проверке составленных документов.

Работа чиновника строго регламентирована
– В качестве упредительной антикоррупционной меры кандидаты еще до принятия на муниципальную службу проходят тщательную проверку. Это касается чиновников всех уровней или только руководителей?
– Законом прописано: если человек хочет замещать муниципальную должность, он обязан предоставить сведения о том, что не является предпринимателем, поскольку это неизбежно приведет к конфликту интересов, то есть к ситуации, когда личная заинтересованность может способствовать ненадлежащему исполнению должностных обязанностей. Поэтому, чтобы стать муниципальным служащим, надо либо не быть предпринимателем изначально, либо принять принципиальное решение и уйти из бизнеса. Требование касается чиновников всех уровней.
Представим ситуацию: замещать муниципальную должность хочет девушка, муж которой осуществляет предпринимательскую деятельность. Первая же проблема возникнет в момент предоставления сведений о доходах, поскольку муниципальные служащие сообщают сведения не только о себе, но и муже, а также несовершеннолетних детях. И если чиновнику достаточно взять справку 2-НДФЛ в бухгалтерии, то сведения о доходах предпринимателей предоставить сложнее. Правда, муниципальный служащий может подать заявление о невозможности по объективным причинам представить достоверные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в специально созданную комиссию. Но  если члены комиссии установят, что недостоверные данные представлены умышленно, или так же умышленно вообще не представлены, чиновника ждет наказание. Вплоть до увольнения.
Есть и другая причина, по которой муниципальный служащий может лишиться работы. Это так называемый конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Такой личной заинтересованностью в силу закона признается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) самим должностным лицом,   его родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей, гражданами или организациями, с которыми муниципальный служащий или его родственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Как видно – предпринимательская деятельность родственников в сфере деятельности муниципального служащего явно влечет для него негативные последствия.
При этом конфликт интересов у нас рассматривается не только как прямой материальный интерес. Например, родственники сотрудника административно-правового управления вдруг решили судиться с администрацией города по вопросам ненадлежащего рассмотрения какого-то обращения. В данном случае этот сотрудник не может представлять интересы администрации в судебных органах. Он должен попросить главу Курска перепоручить это дело другому подразделению или другому должностному лицу.
Согласитесь, когда дело касается родственников, любой человек, в том числе и чиновник, может быть необъективен в решении вопроса, поэтому законом урегулирована возможная ситуация.
– Сведения о доходах подают все муниципальные служащие?
– Сведения обязаны предоставить граждане, замещающие муниципальные должности, входящие в перечень должностей, подверженных коррупционному риску. Другими словами, обычного секретаря вряд ли нужно проверять на наличие незаконной прибыли.
Сведения о доходах и расходах проверяем не только мы, но и досконально – органы надзора. В случае сомнений, например, когда в отчете появилась квартира стоимостью больше определенного дохода чиновника, по решению губернатора назначается дополнительная проверка. В ее рамках могут опросить родственников, проверить движение средств по счетам в банке, совершить иные действия, позволяющие определить возможные источники получения финансовых средств.
– А если деньги на покупку квартиры чиновнику подарили родители?
– Это считается денежными средствами, полученными в дар. Муниципальный служащий также должен отразить их в сведениях о доходах. Проверка материального положения чиновников проводится очень серьезно. В администрации области создано специальное подразделение по противодействию коррупции, которое обладает значительными полномочиями. Человек должен понимать: статус муниципального служащего ко многому обязывает.
– Как должен вести себя чиновник, если ему предлагают взятку?
– В законе четко прописано: если к муниципальному служащему кто-то пришел с конвертом, либо предложил за вознаграждение решить какой-то вопрос, он должен незамедлительно уведомить об этом специальную комиссию. Если сотрудник этого не сделал, работодатель может наказать его, вплоть до увольнения, независимо от факта получения или неполучения взятки. Непосредственно действиями, квалифицируемыми как взятка, занимаются сотрудники правоохранительных органов. Основанием для наказания муниципального служащего в данном случае является сам факт сокрытия поступившего незаконного предложения.
– Какие мероприятия направлены на создание благоприятных условий для развития экономики города?
– Для меня как для юриста любая установленная норма является обязательной и обладает одинаковой юридической силой. Вместе с тем  обеспечение открытости, добросовестной конкуренции, объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд занимает лидирующие позиции по антикоррупционному эффекту. Конечно, существующая значительное время назад возможность заключения договоров, оплачиваемых за счет бюджета, по своему усмотрению, явно способствовала появлению коррупционных рисков. Но еще в 2005 году был принят федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который установил аукцион основной формой выбора исполнителей муниципальных контрактов. Ему  на смену в 2013 году пришел федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который еще более регламентировал порядок и основания заключения муниципальных контрактов разными способами.
Но администрация Курска в части прозрачности расходования бюджетных средств пошла еще дальше, чем требует действующее законодательство, и с 1 января на территории города функционирует «Электронный магазин», через который выбираются исполнители муниципальных контрактов, даже в тех ситуациях, где законом не предусмотрено обязательное проведение конкурентных процедур.
Важную роль в противодействии коррупции имеет открытость и конкурентность при предоставлении прав на недвижимое имущество и земельные участки. В настоящее время практически все договоры, предусматривающие переход прав владения или пользования на указанные объекты, заключаются на торгах. Исключение составляют только случаи, четко установленные законом.
Возвращаясь к началу нашего разговора, отмечу: при распоряжении муниципальным имуществом сложно переоценить значение правового регулирования этой деятельности. Речь идет о принятии административного регламента предоставления муниципальных услуг как документа, устанавливающего порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт ее предоставления. Административный регламент четко предусматривает срок предоставления услуги, исчерпывающий перечень документов, необходимых для ее предоставления, исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов и для отказа в предоставлении услуги, и последовательность действий муниципальных служащих.
Администрацией города приняты все необходимые административные регламенты, поэтому каждое должностное лицо знает, сколько дней у него на рассмотрение поступивших документов, какое решение оно может принять и на каких основаниях. А граждане или юридические лица вправе в любое время обратиться за информацией о ходе рассмотрения их документов.
– Борьба с коррупцией достаточно результативна?
– Конечно, результаты есть, но для достижения максимального эффекта от проводимой работы должно измениться и правосознание граждан. Пока отношение к коррупции не станет негативным для большинства населения, пока мы носим шоколадки врачу, подарки учителю и предлагаем деньги инспектору ДПС, окончательной  цели не достигнем. Вот почему мы считаем важным и обязательным направлением работы по противодействию коррупции – проведение большой информационной работы через управление информации и печати администрации города, публикуем статьи, отчеты, чтобы население понимало, что не надо пытаться решить проблему противозаконным способом. Если возникают проблемы и недоразумения, которые, по мнению граждан, связаны с бездействием муниципального служащего, ни в коем случае не решайте их визитом с конвертом в руках. Если уверены в правоте – идите в суд. Он встанет на вашу сторону, если узрит в поступках чиновников халатность или бездействие. Сегодня судебная защита прав граждан поставлена на высокий уровень. К сожалению, она бывает отсрочена во времени, но реально гарантирует восстановление нарушенного права, если таковое было.
Ирина ЛЕГКОПЫТЦЕВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...