Есть ли будущее у курского трамвая?
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Есть ли будущее у курского трамвая?


Ответ на этот вопрос искали на очередном заседании политического клуба «Точка зрения».    
Критика виртуальная и реальная
Изношенность парка трамваев, аварии с их участием, сокращение протяженности 3-го маршрута в микрорайоне Волокно – такие проблемы куряне в последнее время обсуждают не только на трамвайных остановках, но и в соцсетях. Комментарии исчисляются сотнями, петиция против уничтожения старейшего в Курске вида транспорта, отметившего в этом году 120-летие, собрала почти 600 подписей. Но на заседание «Точки зрения» пришло с десяток человек.
«Куряне, дорогие, вы только в сетях да пабликах крики и недовольство разводить можете?! Или слабо вам найти 1-2 часа своего времени, чтобы прийти и обсудить волнующую вас тему?» – негодовал потом на своей странице в соцсетях один из участников мероприятия.
Тем более ответы на волнующие вопросы можно было получить, так сказать, из первых уст: в качестве экспертов присутствовали заместитель технического директора МУП «Курскэлектротранс» Владимир Вашко и директор городского департамента транспорта, связи и дорожного хозяйства Надежда Пупко. А вопросов было много.

«Безрельсовые» микрорайоны
Один из них – почему трамваи на Волокно теперь ходят только до Ольховской? «ГИ» уже писали об этом. Дело в изношенности трамвайных путей и отсутствии большого количества пассажиров на оставшемся участке. Этот вид транспорта с годами вообще оказался в стороне от основного пассажиропотока.
– Трамвайную сеть в свое время строили для подвоза работников к предприятиям: «Химволокно», станкостроительный завод, кожевенный завод, КЗТЗ, – заметила Надежда Пупко. –  Со временем они были реорганизованы, количество работников уменьшилось, как и потребность в этом виде транспорта. Сейчас на той же улице Литовской практически один частный сектор, откуда взяться большому пассажиропотоку? В то же время город разрастается, появляются новые микрорайоны: Клыкова, Дериглазова. А трамваи туда не ходят.
На резонный вопрос, почему нельзя протянуть на эти улицы трамвайную линию, Надежда Феофановна заметила, что один километр пути стоит 30 миллионов рублей. А сферы ЖКХ и транспорта финансируются по остаточному принципу. Основные же траты городского бюджета (до 80%) – это социалка. Поэтому наиболее безболезненный способ решить вопрос с транспортным обеспечением новых районов – пустить туда автобусы. Они же, как правило, дублируют и основные трамвайные маршруты. Но доезжают до тех улиц, куда электротранспорт не доходит.

На дороге все равны
220 федеральный закон, принятый в 2015 году, уравнял все виды транспорта. И теперь трамваи, автобусы и даже микроавтобусы находятся в одинаковых экономических условиях. Но разве может электротранспорт со своими расходами конкурировать с маршруткой?
– Во многих городах уже отказались от троллейбусов и трамваев, поскольку содержать их очень тяжело, – продолжила директор департамента. – Мы же стараемся поддерживать электротранспорт. В этом году, например, из городского бюджета выделено 100 миллионов рублей на компенсацию разницы в тарифах. Такая же сумма предусмотрена на следующий год.
Когда в 2005 году вступил в силу закон о «монетизации льгот», мало кто из курян захотел расстаться со своим правом на дешевый проезд. Ввели единый социальный проездной билет, но даже он не покрывает расходы предприятия. Из-за дефицита средств «Электротранс» вынужден все меньше и меньше выпускать на линию свой транспорт. Сейчас по городу курсируют 65 трамвайных вагонов.

Курск без трамвая – деревня
И все же при всей затратности и малой востребованности трамвая участники заседания попытались найти преимущества этого вида транспорта. Самое главное – его экологичность. Даже автобусы Евро-5 не смогут конкурировать с ним по этому показателю.
Еще один несомненный плюс трамвая – движение «по выделенке» на некоторых участках, что делает его незаменимым видом транспорта в условиях дорожных пробок. Но только в случае, если на рельсы не залетел очередной гонщик-автолюбитель или кто-нибудь не припарковал свою машину близко к линии. Возможности использовать его как скоростной транспорт на выделенной дороге тоже сомнительны, поскольку пенсионеры требуют делать остановки через каждые 300 метров.
Другое важное качество трамвая – его вместимость. Он способен перевезти пассажиров больше, чем любой другой вид транспорта. Но какой в этом толк, если на отдельных участках он ходит полупустой.
Вспомнили и о том, что трамвай для нашего города – это еще и историческая ценность. Поэтому нужно сохранить его хотя бы для наших детей. Курск был одним из первых городов в стране, где появился трамвай. И хочется верить, что станет последним, из которого этот вид транспорта может исчезнуть.
– Когда в Брянске троллейбусники бастовали против закрытия их предприятия, они написали на плакате: «Город без троллейбуса – это деревня», – вспомнила Надежда Пупко. –  Так и я хочу сказать, что если мы не будем поддерживать электротранспорт, Курск превратится в деревню. Поэтому стараемся изыскивать средства на ремонт путей. А в дальнейшем планируем пересмотреть всю транспортную схему. Для этого проводится работа, чтобы в следующем году провести обследование пассажиропотока на всех видах городского транспорта. Привлечем научный институт. Последнее подобное исследование для нас проводил ЮЗГУ семь лет назад.
Ирина ЛЕГКОПЫТЦЕВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...