Зоркий художник и кошке приятен
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Зоркий художник и кошке приятен


Словно в знаменитой булгаковской квартире №50, разрастающейся ради бала до размеров дворца, необъятные миры открываются один за другим в выставочном зале государственной картинной галереи имени Дейнеки. Экспозиция «Планета жизни» явила посетителям множество незнакомых ранее образов, включая творения всем известных мастеров.    
И можно лишь догадываться, какими событиями будут потрясать директор Игорь Припачкин и его высокопрофессиональная команда искусствоведов, когда для галереи будет выстроено новое долгожданное помещение!
После встречи с хранившимся в запасниках конем Клодта (с приметными черточками  – помните: «Пляшут кони на мосту»?) не удивлюсь, если в курском фонде хранится черновой вариант, например, «Последнего дня Помпеи». А если серьезно, то, хотя демонстрируемая статуэтка изваяна Петром Клодтом не для Аничкова моста, а, скорее, для письменного стола, все же почерк выдающегося анималиста узнается и не может не восхитить. А вот и другие мэтры первого ряда, при взгляде на их произведения возникает впечатление, что ты находишься в петербургском или московском художественном музее. Символична работа Евгения Лансере, основателя династии деятелей искусств, – «Две матери»: женщина с ребенком едет верхом, следом семенит тонконогий жеребенок. Недаром организаторы предпослали выставке в качестве эпиграфа слова академика Василия Ватагина: «Бережное отношение к природе, животному миру поможет человеку стать человечнее».
Признаюсь, из впечатляющего «зверинца» до сих пор был знаком лишь с болонкой, пытающейся уволочь хозяйскую дичь, героиней шутливого, хотя и старинного холста кисти Ивана Курапова. Авторы подобрались преимущественно хрестоматийные. Кто не любовался, например, батальными полотнами Митрофана Грекова (здесь, впрочем, он предстал с мирной стороны с «Ледовозами»), иллюстрациями к «Незнайке» Алексея Лаптева (оказывается, кони выходили в его рисунках столь же обаятельными, как сказочные коротышки)? Когда видишь творение самого Валентина Серова, сразу вспоминается, как под наплывом гостей сломалась дверь Третьяковки. Воспетый Пушкиным тезка поэта график Александр Орловский, чтимые с детства Татьяна Маврина и Евгений Рачев соседствуют на стенах и в витринах с не менее яркими творцами – уроженцами курского края Вячеславом Шварцем и Петром Лихиным. Особняком стоит лист из карикатурной серии «Исчезающие разновидности птиц» Валентина Литвиненко – «Жюри»: соловей изо всех сил старается показать талант перед мрачной стаей воронья. Это уже как бы и не совсем про животных… Но, сочувствуя горемычному «деятелю искусств», нельзя не отметить: в нашем городе благодаря подвижническим просветительским трудам работников культуры, в том числе, конечно, сотрудников картинной галереи, едва ли не любой житель знаком хотя бы с главными вехами мирового художественного наследия и, если говорить словами Шекспира, «сможет отличить сокола от цапли»!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...