Мелодии и дороги Игоря Ефремова
Свежий номер: 16 апреля 2024 (4968)
тираж номера: 2561 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


Это имя не звучит день за днем с экранов и из динамиков. Зато песни, созданные чудесным композитором, знает вся страна, любой россиянин, даже не владея музыкальной грамотой, без труда напоет про Город Изумрудный, про осьминожков, про «ахи-страхи».    
Вот только сам творец множества замечательных произведений для детей и взрослых не любил публичности при жизни, не стремился мелькать в телевизоре и газетах. И сегодня несправедливо редко вспоминается имя выдающегося курянина, родившегося 80 лет назад.
В прошлом году в краеведческой публикации, посвященной местным стилягам, Игоря Ефремова почему-то назвали Олегом, причем даже не вспомнили, что его отличают от сотен и тысяч сверстников не прическа-кок на макушке и брюки-дудочки, а сотни нестареющих музыкальных сочинений…
Вооружившись телефонным справочником Москвы, корреспондент «ГИ» стал разыскивать семью Ефремовых. Чтобы совместными усилиями не только напомнить согражданам о заслугах композитора, автора музыки к 195 художественным, документальным и мультипликационным фильмам (для этого есть и различные энциклопедии), а, прежде всего, представить образ Человека. Живого, с увлечениями и с увлекательными поворотами судьбы…
Когда на звонок из Курска ответила супруга Игоря Ефремова, мелькнуло предположение: пожалуй, всем известная песенка Элли (та самая: «Мы в Город Изумрудный…») вышла столь душевной потому, что имя девочки очень уж напоминало о любимой женщине – Элите Сергеевне. Сначала предполагалось, что собеседница ответит на вопросы биографического характера в письме. Но… встало неожиданное препятствие: «Помню о вашей просьбе, и письмо постоянно со мной. Но как только пробую писать об Игоре Леонидовиче, плачу, становится плохо, когда вспоминаю, что его больше нет, и нет таких людей, как он», – с печалью призналась Элита Ефремова.
А тем временем юбилейная дата приближалась: Игорь Ефремов родился 23 апреля 1939 года. И вот – весенняя столица, шумный Кутузовский проспект, величественный дом №26 с колоннами и портиками, – и с богатым прошлым. На фасаде – мемориальные доски с барельефами жильцов разных лет: Леонид Брежнев, Юрий Андропов… Примерно на той же ступени советской партийной иерархии стоял и отец будущего композитора Леонид Ефремов, первый секретарь Курского обкома в 1952-1958 годах, впоследствии руководитель ряда регионов и кандидат в члены Президиума (Политбюро) ЦК. Впрочем, ценности семьи Ефремовых – иного рода: рояль, две тысячи книг и картины, созданные Элитой Сергеевной (кстати, по профессии она переводчица, трудилась на важном участке международной молодежной политики СССР).
В начале диалога, услышав про стиляг, Элита Сергеевна решительно уточнила: «Ни с какими хулиганами Игорь связан не был, он очень боялся подвести отца!». Но это только для ретивых блюстителей общественной морали 50-х годов «стиляга» и «хулиган» были синонимами. Игорь умел красиво одеваться – да! (Мама, известная актриса Клавдия Невструева, по тогдашней моде ушивала сыну брюки). Любил джаз и другую современную музыку, сам великолепно музицировал с детства, – да! А вот насчет заносчивости, презрения к «серой массе», демонстрируемого персонажами известного фильма «Стиляги», – нет, нет и нет!
Кстати, и хозяин Дома советов, по воспоминаниям старых большевиков, был прост в общении с каждым. Садик при курском скромном доме Ефремовых, что на улице Микояна (ныне Щепкина), всегда шумел ребячьими голосами и звуками экзотичной игры пинг-понг. «Чтобы человек был хороший», – вот по какому принципу выбирал парень товарищей. «Стильные вещи он от широты души раздавал друзьям, – вспоминает музыкант Марина Скороходова, дочь видного ученого Даниила Якиревича, приходившегося другом юности Игорю Ефремову. – Обычно они встречались у мединститута и шли   компанией до Красной площади по так называемому «курскому Бродвею». Многое вместе сочиняли. Кто-то – куплет, кто-то  – припев, так, например, появилась песенка трех поросят «Всем на свете нужен дом» (вошедшая в мультфильм и кукольный спектакль «Бим, Бам, Бом и волк»). Это плод совместного творчества!».
Расстался с Курском Игорь в 1958-м: отца перевели на столь же высокую должность в Горький. Аскетичный Леонид Николаевич не давал сыну карманных денег, и тот, студент музучилища, а затем консерватории, изящными руками пианиста зарабатывал десятку (эта сумма после денежной реформы 1961 года превратилась в рубль) игрой в оркестре на танцах. С другой стороны, и в ряды КПСС отец сына не «загонял», даже когда партийный лидер Никита Хрущев перевел Леонида Ефремова в столицу. Игорю предложили перевестись в легендарную Московскую консерваторию. И вот на прослушивание собрались небожители: исполнители и педагоги с мировым именем Александр Гольденвейзер, Лев Оборин, Яков Флиер, наконец заведующий кафедрой специального фортепиано Генрих Нейгауз, который и обратился к молодому человеку: «Вы не будете возражать, если я вас к себе в класс возьму?». Заветные слова мечтал услышать каждый абитуриент! А еще вчерашний стиляга поступил и на композиторский факультет – к человеку-глыбе Араму Хачатуряну!
На втором курсе ученика таких гениев… забрали в армию.
– Отец за Игоря ни словом не попросил, – доныне удивляется Элита Сергеевна. – Сказал: «Пойдешь, как все». Перед министром обороны Родионом Малиновским хлопотал за яркого студента сам Хачатурян. Маршал пообещал автору музыки к фильму «Сталинградская битва» (в которой командовал одной из армий), что все будет в порядке. Но призывник уже находился в строю, в военном оркестре. За отсутствием рояля блестящему исполнителю токкаты Сергея Прокофьева (это один из сложнейших номеров в мировой музыке) поручили… большой барабан!
Тяжелая болезнь унесла Генриха Густавовича, у Арама Ильича появились новые подопечные, в том числе будущие товарищи Игоря Ефремова по работе в детском кино, – Алексей Рыбников и Марк Минков. А ему пришлось вернуться в Горький, где он и завершил образование с таким мэтром, как Аркадий Нестеров – основатель нижегородской композиторской школы. Как поделилась Элита Сергеевна, оркестровки мастер выполнял всегда сам, без приглашенных «ремесленников», в отличие от иных коллег по Союзу композиторов. Впрочем, получение заслуженного диплома мало что изменило в творчестве курянина: он и прежде сочинял изумительные прелюдии, сонату и другие пьесы, теперь послужной список пополнили концерт для трубы с оркестром, поэмы, струнный квартет, циклы для голоса с фортепиано… Крепкий и духом, и телом (на корте, как и за клавишами, он был неудержим), Игорь Леонидович не чурался никакой работы, руководил студией Московского горисполкома. Особенно ему были по сердцу произведения для детей. «Чтобы быть хорошим художником, надо воображать то, чего нет», – учил великий Нейгауз. И это было земляку по плечу! Ну скажите на милость, какими мелодиями можно наделить пришельцев с планеты Чуки-Муки («Вовка-тренер»), ночных «кошмариков», правда, незлых («Ничуть не страшно») или куриное яйцо («Шалтай-Болтай»)?.. К сожалению, собачка Соня и кролик Бояка стали последними героями, которых подарила детворе советская мультипликация: к началу 90-х погибло творческое объединение «Экран» и надолго впал в «спячку» «Союзмультфильм»…
Но, видно, футбол и теннис научили Игоря Леонидовича выдерживать неожиданные удары. Не опуская руки, он подарил музыку нескольким спектаклям, шедшим на сцене, где в 50-е годы блистала его мама Клавдия Ильинична. Вспоминает заведующий музыкальной частью Курского драмтеатра, заслуженный работник культуры РФ Илья Сакин:
– В 1981 году вышел фильм «Синдикат-2»  – о борьбе с террористом Савинковым. Сам по себе он интересный, но больше всего понравилась музыка. Поразило, что автор с помощью одной и той же мелодии мог передать много настроений: лирическое, комическое, детективное… Не помню, чтобы в то время кто-либо из наших композиторов шел этим путем. Или возьмем спектакль «Миллионерша», он шел и в театре Вахтангова, и у нас: красивейшая тема просыпающегося Лондона, и вдруг меняется ритм, и уже мысленно видим рабочих, бредущих на завод… Мы познакомились с Игорем: стройный мужчина, элегантно одетый, в сверхмодной кожаной куртке, какая-то необычная прическа хвостиком… Я рассказал, что приехал из Курска, он очень обрадовался, ведь сам с 13 до 19 лет жил здесь. Мы одногодки, как-то быстро сошлись и перешли на «ты». Мягкий, интеллигентный, никогда не повышал голос, не конфликтовал… Часто потом перезванивались. Наш театр ставил белорусскую пьесу «Последний журавль». Вспомнил о Ефремове, позвонил, попросил написать музыку. Он пригласил к себе домой на Кутузовский. Квартира очень красивая, как малахитовая шкатулка. А в 1994 году готовили «Стакан воды» Скриба, и я снова вспомнил об Игоре Ефремове. Правда, тогда синтезатор (фонограмму делали на этом, необычном в те годы, инструменте) с его автоматизмом как-то обезличил все, выровнял полеты души, и это сильно ударило по обаянию музыки…
…Увы, пора прощаться с Элитой Сергеевной. Вот среди снимков знакомые здания – это Игорь Леонидович навещает малую родину. Вот он с любимыми собаками, вот выхаживает сокола, выпавшего из гнезда и получившего кличку Тиля. Вот с ракеткой – играл на уровне профессионала. Вот с дочерью Ольгой – она служит в Академии искусств концертмейстером оперной студии. А вот с внуком, мальчика зовут также Игорем… И пока рождаются на свет дети, миру нужны добрые песни!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...