Все статьи номера (4322)

Власть

Культура

Новости

Актуально

Здоровье

Обратная связь

Спорт

Деловой курьер

Коммуналка



Статистика посещений
сайта газеты за сутки:

просмотров 10218;
посетителей: 7655;
*по данным сервиса http://www.liveinternet.ru/
Газета «Городские Известия» № 4322 от 18 Мая 2019

Кто светел, тот и свят

29 апреля исполнилось 90 лет со дня рождения схимитрополита Ювеналия. Два десятка лет выдающийся подвижник православия возглавлял Курскую епархию, велик его вклад в возрождение духовной жизни нашего края. Добрый пастырь был по праву удостоен званий почетного гражданина Курска и Курской области.

Судьба свела меня с этим удивительно ярким священнослужителем в самом начале горбачевской перестройки – в 1985 году. Я трудился тогда собкором «Известий», а Ювеналий (в миру Спиридон Алексеевич Тарасов) годом раньше приехал в Курск из Иркутска и возглавил Курско-Белгородскую епархию.
А впервые я увидел его на крестном ходе в Казанском кафедральном соборе в пасхальную службу 1985 года. Жил я рядом, на улице Кати Зеленко, в квартире с видом на колокольню и голубые купола собора. Вечерние благовесты доносились до нашей лоджии в каждую службу.
В ту пасхальную заутреню я влился со всеми прихожанами в многолюдный крестный ход и был восхищен, как душевно вел службу архиепископ – и тропарь, и каноны, и торжественную  литургию… Голос его не был сильным, скорее приглушенным, но убедительным и доверительным.
Мощным был и хор, в котором выделялся красивый, густой баритон настоятеля храма отца Владимира (Кирьянова, бывшего морского «волка»), с которым мы потом подружились, и я регулярно посещал его службы.
Через три года мы вместе с дочерью Татьяной в Казанском соборе отстояли многочасовую  всенощную в честь 1000-летия крещения Руси. И я вновь насладился той радостью, с которой вел эту памятную службу Ювеналий.
А через год мой коллега и приятель Олег Сизов, в то время собкор фотохроники ТАСС, познакомил меня с курским архипастырем, с которым он поддерживал теплые отношения и с удовольствием снимал наиболее яркие события в жизни епархии.
Представляя меня архиепископу, Олег Константинович заметил, что собкор «Известий» – крещеный и верующий. На что владыка, спрятав в еще не совсем поседевшей бороде свою отеческую улыбку, крепко пожал мне руку, сказав, что даже в самые трудные времена богоборчества в России вера в Спасителя нашего оставалась основой семейных уз.
Тогда же владыка пригласил нас посетить 15 августа первое богослужение в Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. Часть этого историко-культурного комплекса была передана Курскому епархиальному управлению буквально за неделю до этого, 7 августа 1989 года.
Эта знаковая служба состоялась на месте, где до революции 1917 года стоял величественный (потом полностью разрушенный, а ныне отстроенный заново) храм Пресвятой Богородицы. Именно с этого дня и началось возрождение курской святыни.

Возвращение Коренной пустыни в лоно Русской православной церкви было непростым. Несмотря на все усилия (вплоть до 1989 года) власти не удалось вытравить в народе память о крестном ходе. Люди искали не только исцеления от недугов у древнего источника на берегу Тускари, но и уединения в молитвах, и очищения. Паломники обходили стороной посты, делали лазы в четырехметровом заборе, заявляли властям: «Здесь наша святыня, и ничто не остановит нас на пути к ней».
Вера оказалась сильнее всяческих запретов и угроз. А в 1988-м, в год 1000-летия крещения Руси, на защиту Коренной пустыни поднялась общественность Курска. В свою очередь Ювеналий ударил челом тогдашнему Патриарху Московскому и всея Руси Пимену и главе государства  Горбачеву и попросил вернуть Коренную обитель верующим.
И власть прозрела. 7 августа 1989 года исполком облсовета народных депутатов издал решение о поэтапной передаче Коренной пустыни епархии.
И при неустанных заботах архипастыря, монашествующих, иноков, паломников, при поддержке благотворителей всего лишь за пять лет на месте развалин засияла своим куполом звонница, возродились первые храмы Коренной обители. У места явления чудотворной иконы вновь ожил из многолетнего запустения храм Живоносного источника, построенный сподвижником Петра I генерал-фельдмаршалом Борисом Петровичем Шереметевым.
Помню, с какой гордостью показывал владыка Ювеналий возрожденный скит с домовой церковью, гостиницей, пастбищами и огородами,  прудом и скотным двором… А через реку Тускарь были проложены мосты, чтобы удобнее попадать в Коренную со стороны железнодорожной станции Свобода и левобережных сел.
Зашли мы тогда с владыкой и в историко-культурный центр «Коренная пустынь», который возглавил Вячеслав Лысых и который потом многое сделал для возрождения Коренской  ярмарки.
Но прежде всего был возрожден крестный ход. Я отчетливо помню тот день 15 июня 1990 года. Это была девятая пятница по Пасхе. Мы, примерно сотня паломников, во главе с Ювеналием, прошли тогда всего лишь 900 метров внутри монастырской ограды. Однако в душе каждого воцарилась такая благодать, будто сам Господь Бог благословил нас на это действо.
И уже через год крестный ход в Коренную обрел силу всенародного праздника – с тысячами паломников из ближнего и дальнего зарубежья. Они воочию убеждались в том, что каждый камушек, всякое действо здесь было освящено Ювеналием. Именно его молитвами и проповедями вдохновлялись труды реставраторов, строителей, богомазов, монахов, послушников...

Конечно, восстановить разрушенное в монастыре только усилиями религиозных организаций было сложно. Поэтому в год 700-летия явления Курской Коренной иконы (1995-й) глава обладминистрации Василий Шутеев и архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий обратились за помощью ко всем курянам, трудовым коллективам, предпринимателям, банкирам. И многие откликнулись на этот призыв, пожертвовав на богоугодное дело десятки миллионов рублей.
Крестный ход 1995 года (23 июня) был особенно торжественным, многолюдным и радостным. Мы вместе с журналистом «Городских известий» Василием Воробьевым решили пройти его полностью, то есть все 30 километров от Знаменского собора до Коренной. Всю неделю до этого шел дождь. Не прекратился он и в ночь с четверга на пятницу. А утром случилось чудо: когда в Знаменском соборе перед выносом иконы Ювеналий начал божественную литургию, небо вдруг очистилось от тяжелых туч и все озарилось ласковыми лучами солнца, которое светило нам на всем пути.

Работая (после службы в «Известиях») в информационно-аналитическом отделе обладминистрации, уделяющем особое внимание развитию в регионе православной культуры, я особенно сблизился с Ювеналием. Не без участия нашего отдела в Курске были открыты духовная семинария и православная гимназия, директором которой стала талантливый педагог Лидия Ивановна Шутеева.
Тогда же развернулась очень непростая совместная работа администрации и епархии по внедрению в школах факультатива основ православной культуры. Сопротивление нововведению в учебный процесс в учительской среде было весьма ощутимое. Некоторые педагоги прямо заявляли: «Попам в школах делать нечего!».
Ювеналий был в большой тревоге. Помнится, после одной из вечерних служб он пригласил меня с коллегами по отделу к себе. Дом батюшки находился на углу улиц Кати Зеленко и Володарского. Сотворив молитву, сели за вечерний чай. Владыка благодарил за помощь в восстановлении Коренной пустыни, за открытие историко-культурного центра «Коренная пустынь», возобновление работы семинарии и организацию православной гимназии.
А лично мне и Олегу Сизову он выразил особое почтение за альбом «Коренная пустынь», изданный в Москве 15-тысячным тиражом. По сути, это было первое полноцветное издание о курской святыне за всю ее многовековую и драматическую историю. И вообще, книга о Коренной обители была выпущена Николаем Сенаторским еще в начале прошлого века. Мы были вторыми после него. То есть спустя 80 лет.
Но более всего запомнилось, как владыка оценивал значение курса основ православной культуры в школах.
Эта программа, говорил архиерей, решает общечеловеческие задачи: дает сведения об основных религиозных понятиях и представлениях, Ветхом и Новом Заветах, истории Русской православной церкви. Воспитывает в детях любовь к русским святыням, вводит школьников в круг основных церковных праздников в их органичной связи с жизнью народа, культурой и искусством.
Речь тут, сокрушался кандидат богословских наук, не столько о религии, сколько о национальной культуре, духовном наследии, о будущем России.
По всему была видна  убежденность митрополита в том, что православие объединяет людей и очищает их от всякой скверны. И неслучайно в своих проповедях и молитвах он не уставал повторять: «Счастлив тот человек, который обращает свой взор к тихому невечернему свету Христову, просвещающему всякого человека, идущего к Нему…».
И как тут не вспомнить, с какой радостью митрополит Ювеналий рассказывал мне о своем хождении к Нему. В канун 2000-летия Рождества Христова он, будучи очень больным, проделал многотрудный путь от Курска к Гробу Господню. И вернулся оттуда буквально одухотворенным, даже помолодевшим. Я видел, как по-юношески горели его глаза, когда он говорил о днях поклонения крестному пути Спасителя нашего, по которому владыка прошел вместе с группой паломников.
А что касается курса основ православной культуры, то он был введен в 300 школах области на правах факультатива. Владыка возглавил Общественный совет по развитию этого направления. Спустя несколько лет был выпущен учебник по основам православной культуры учеными КГУ Владимиром Меньшиковым, Светланой Наперстниковой и деканом факультета теологии и религиоведения университета архимандритом Зиновием (Анатолий Корзинкин). В 2007 году авторы учебника были признаны победителями  областного конкурса общественного признания «Человек года».

В нашем общении я с интересом слушал рассказы архипастыря о его духовном становлении. Войти в духовный мир, считал он, и приблизиться к Богу не так уж и сложно: не грешить, быть милосердным, идти дивным путем малых, но добрых дел.
Живи в неустанных трудах и молитвах, и Господь явит милость свою – вот в чем заключалась нравственная основа всех его деяний.
А деяния его поистине богоугодны. Пройдя через лишения, митрополит Ювеналий все годы пастырского служения посвятил восстановлению православных святынь, поклонению родной земле.
За годы общения с курским митрополитом я убедился, что он тоже ценил мое благорасположение к нему. Приглашал меня на рождественские и пасхальные богослужения в Знаменском кафедральном соборе.
Среди гостей архиепископа (потом митрополита) были и глава администрации области, его заместители, предприниматели, деятели культуры и искусства. То есть люди особой духовной наполненности: скульптор Вячеслав Клыков, кинорежиссер Никита Михалков, профессор КГУ Владимир Меньшиков, общественный деятель Сергей Локтионов, архитектор Валерий Михайлов, руководитель историко-культурного центра «Коренная пустынь» Вячеслав Лысых, музыковед Леонид Марченко, музыканты Евгений Легостаев и Людмила Чунихина, предприниматели Владимир Харин, Александр Дегтярев, Николай Грешилов, Валерий Федоров, ректор КГУ Вячеслав Гвоздев…
Важно то, что эти люди не просто искали общения с митрополитом, а несли ему свои идеи по восстановлению Коренной пустыни, храмов, по увековечению памяти великих земляков.
Трапезы славились еще и тем, что во время застолья звучали самые популярные в народе и  среди священнослужителей песни: «Варяг», «На сопках Маньчжурии», «Ревела буря, дождь шумел», «По диким степям Забайкалья», «Там, вдали за рекой…», «Степь да степь кругом»… А исполнял их архиерейский хор, в котором опять-таки выделялся бархатистый голос отца Владимира. Картина была, скажу я, не просто одухотворенная, а духоподъемная!
В то же время под заботливой опекой митрополита находились детдома, больницы, колонии для несовершеннолетних. По призыву архипастыря верующие собирали для обездоленных детей одежду, книги, лакомства.
Кстати, как только Знаменский собор был передан епархии, в первое же Рождество Христово владыка устроил в храме елку для 750 воспитанников воскресных школ.

Понимание добра у курского митрополита было корневое, природное. Он был уверен, что русскому человеку нужна не столько свобода, сколько забота о нем, молитвенное слово. Он был одним из самых активных участников Рождественских чтений в Москве, Архиерейских соборов Русской православной церкви (РПЦ).  
Вспоминаю, как мы с профессором КГУ Владимиром Меньшиковым и Ювеналием участвовали в таких чтениях в конце второго тысячелетия. Чтения проходили в актовом зале Патриаршего подворья в Москве при участии Алексия II.
Запомнилась трогательная картина: сам патриарх во время перерыва на подносе разносил пирожки с капустой и картошкой и угощал участников чтений этой простой монашеской снедью.
А 6 января 1998 года в канун Рождества Христова в газете «Труд» был опубликован мой очерк о Ювеналии «Невечерний свет».
Владыка заметил тогда:
 – Важны не мои жизненные потоки, которые несут меня с юности в русле православия, а то, что вы разделили мои тревоги о том, что ныне Россия проходит через полосу греховности, противостояния людей друг другу. Когда в разных нравственных потоках оказались даже близкие люди, друзья, единоверцы. Когда идет торг народной душой, основами национальной культуры, духовными ценностями.
А через шесть лет, 21 октября 2004 года, в Москве состоялся Архиерейский собор РПЦ. Это был первый собор в XXI веке.
Мне о нем рассказывал Ювеналий. На соборе речь шла о самом насущном: как жить церкви в новом тысячелетии и как осуществлять церковную деятельность в условиях православного возрождения и смены государственных символов и устоев.
Форум прошел в полном единстве священнослужителей, под знаком примирения со старообрядцами и РПЦ за рубежом.
После успешного завершения собора его участников принял президент РФ Владимир Путин. На этой встрече патриарх Алексий II особо подчеркнул, что РПЦ не стремится стать государственной церковью. Но соработничество только во благо и церкви, и государству.

Ювеналий обладал редким искусством находить поддержку и понимание не только в патриарших кругах, но и у светских начальников. Достаточно сказать, что ему пришлось контактировать с тремя курскими губернаторами: Василием Шутеевым, Александром Руцким и Александром Михайловым.
Нельзя было не заметить, что и они с уважением относились к митрополиту. И каждый из них внес ощутимый вклад в восстановление Коренной пустыни, других православных святынь края. Именно губернаторы возглавляли Попечительский совет по возрождению обители.
На моей памяти немало «субботников», во время которых Ювеналий облачался в простую одежду, брал в руки лопату, косу, грабли и разгребал мусор на территориях Коренной пустыни, православной гимназии и семинарии, Никольского монастыря в Рыльске, Богословской церкви в Курске… Трудился с шутками-прибаутками, подначивая остальных.
Эти богоугодные труды горячо поддержал побывавший в Коренной пустыни в 1991 году Алексий II.
Курский митрополит всегда четко проводил грань между мелочным и великим. Известно, что вечером 3 июля 1995 года в Курск прибыл бывший генсек ЦК КПСС и первый президент СССР Михаил Горбачев. Отдохнув с дороги в номере «Соловьиной рощи», Михаил Сергеевич отправился в покои архиепископа.
Как поделился потом впечатлениями владыка, ели рыбные пельмени, пили минералку, говорили о духовном возрождении России. А под конец встречи архиерей искренне поблагодарил опального главу когда-то могущественного Советского Союза за перестройку, которая сняла оковы семидесятилетнего унижения с Русской православной церкви, а верующим вернула десятки национальных святынь, в числе которых была и одна из монастырских жемчужин России – Коренная пустынь.
Никогда не забуду, как владыка объезжал (он пригласил меня с собой) юго-западные приходы епархии с курской святыней – иконой Божьей Матери «Знамение» Курской Коренной в год 700-летия ее чудотворного явления. Как радостно блестели глаза пастыря при виде возрождающихся храмов в Суджанском, Рыльском, Беловском и других районах! И как печалился он, сознавая, что еще десятки церквей на курской земле бесхозны, полуразрушены, а у епархии нет пока возможностей восстановить их.
После возвращения в 1995 году епархии Знаменского собора Ювеналий сразу же озаботился передачей епархии и Воскресенской церкви.
Областной власти трудно было осуществить это быстро, так как здание было задействовано в производственном цикле электроаппаратного завода.
Понимая это, владыка написал письмо тогдашнему министру культуры РФ Сидорову. Вот выдержки из этого письма:
«…Воскресенский храм был построен в 1875 году на добровольные пожертвования курских граждан, и прихожане теперь желают вернуть его в лоно церкви. Здание является памятником истории и культуры местного значения и относится к федеральной собственности.
Просим передать его в собственность Курской епархии…».
Для убедительности Ювеналий приложил к письму историческую справку. В ней, в частности, сообщалось: «Храм возведен при епископе Сергии (впоследствии митрополит Московский) в 1875 году. ... Храм однокупольный, кирпичный. Внутренние стены были отделаны под мрамор и расписаны изображением священных событий. Иконостас был мраморным, царские врата вылиты из серебра.
Имущество было разграблено в 1932 году союзом воинствующих безбожников, храм использовали  под склад… Здание находится в неудовлетворительном техническом состоянии, крыша протекает, требуется безотлагательный капитальный ремонт с целью его сохранения и реставрации».
К счастью, теперь завершаются реставрационные работы в Воскресенской церкви. И в этом заслуга бывшего курского губернатора, а ныне члена Совета Федерации Александра Михайлова. Новый глава курского края Роман Старовойт пообещал всячески способствовать завершению всех восстановительных и реставрационных работ.

Пожалуй, более всего митрополит Курский и Рыльский дорожил настоятелями храмов, паствой, сохранением  православных традиций вверенной ему епархии.
Многие из нас склоняли головы перед памятником старцу Ипполиту — самому доброму батюшке на земле, как говорили о нем монахи и прихожане Рыльского мужского монастыря, настоятелем которого он был. Этот памятник, созданный Вячеславом Клыковым, стоит в уютном парке усадьбы «Марьино». Вячеслав Михайлович хорошо знал старца Ипполита, почитал его, внимал его мудрым советам. На всю жизнь врезались ему слова рыльского старца:
— Молитесь Святителю Николаю. Главное — мир в душе, мир в семье, мир друг с другом. Тогда и с Богом будет мир.
Архимандрита Ипполита глубоко чтил и Ювеналий. Не забуду, как в конце 90-х годов владыка в канун Николы Летнего пригласил меня посетить Рыльский Свято-Николаевский монастырь.
И вот жарким майским днем мы подъехали к воротам монастыря. Нас встречал благообразный, широколицый, с густой, ухоженной бородой священнослужитель в обыденной рясе. Это и был настоятель обители архимандрит Ипполит.
Надо было видеть, как два монаха, уже обильно покрытые сединами, с нескрываемым удовлетворением ходили по благоустроенной территории монастыря, на ходу перебрасываясь короткими замечаниями.
Когда прощались, Ювеналий, обращаясь больше ко мне, проникновенно сказал:
— Вот большевики попытались вычеркнуть веру в Бога — и уничтожением тысяч священников, и массовой порухой храмов. А вера жива, даже крепче стала. В России начался небывалый духовный подъем. Потому что Господь не погибели нашей хочет, а чтобы все мы спаслись путем очищения и покаяния. — И, обращаясь уже
к старцу, продолжил: — Батюшка понимает, во что надо вкладывать
душу, сердце, ум, умения, а во что — нет. Поэтому и преобразились
монастырские храмы. В этом и есть духовное измерение его трудов.
А каждое доброе дело — от веры, от благодати Божьей.
А еще помнится, как, будучи уже тяжелобольным и удалившись в схиму, Ювеналий с особенной теплотой вспоминал «самого доброго батюшку на земле» старца Ипполита. Как и Вячеслава Клыкова, встреча с которым для духовных лиц наполнялась новым светом. Владыка до последней возможности ездил на могилу скульптора в поселок Мармыжи. Сидя в инвалидной коляске, он творил молитву на последнем пристанище любимого им ваятеля и раздавал благословения всем жаждущим к нему прикоснуться.
Кстати, однажды, сопровождая Вячеслава Михайловича, я спросил его, почему он так тянется к курскому архиерею?
Он помолчал, повернул голову в мою сторону и ответил:
– Ты ведь тоже, насколько я заметил, не один десяток лет с владыкой на одной духовной ниве пребываешь. – Я кивнул. А Вячеслав Михайлович продолжил: – Владыка всей своей судьбой показывает нам, что человек живет не только материально, но и духовно. В быту без многого можно обойтись, а без веры, без благодати Божьей обойтись нельзя. Смысл жизни теряется. Именно общаясь с Ювеналием, я понял, что сила Божья и его премудрость познаются через Евангилие и Божественное откровение. Поэтому нельзя подавлять волю народной души, подрубать ее православные крылья, как это было при коммунистах. Они воспринимали Россию в упрощенном виде. А это делать нельзя ни при какой власти, потому что Россия – велика, разнообразна, умна, трудолюбива, терпелива и богоносна. Вот это и отстаивает архипастырь всю свою жизнь – и в проповедях, и в общении с людьми ….  И при этом всегда звучат струны его щедрой на доброе слово и доброе дело души… Вся его жизнь имеет духовное измерение… И встреча с Ювеналием, пожалуй,  самая яркая фреска моей жизни.

Одним из самых благочестивых своих деяний Ювеналий считал открытие в поселке Золотухино женского монастыря во имя преподобного Алексия.
О монастырях митрополит Курский и Рыльский проявлял особую заботу. Ему, монаху, было понятно, что здесь, вдали от суетности мирской, человек чувствует себя поистине свободным, умиротворенным и благостным. Кстати, именно на территории этой женской обители скульптор Николай Криволапов изваял памятник Ювеналию.
Просвещая паству евангельским словом, владыка стремился, чтобы больше людей смогли положить начало подлинной жизни во Христе. Он не уставал  повторять: «Господь нас без нас переменить не сможет». Понимал и меру пастырской ответственности перед церковью: епископ, ведущий божественную литургию, по сути, символизирует собой Христа. И курский митрополит стремился подражать Спасителю в его жертвенности и любви, простоте и смирении. И всегда напоминал клиру слова Священного писания, что даже Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить.
И вполне заслуженно и государство, и церковь отметили Ювеналия наградами – орденами «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, орденами преподобного Сергия Радонежского и Святого равноапостольного Великого князя Владимира. Он был удостоен звания «Почетный гражданин Курска и Курской области».
… Он угас на 84-м  году жизни утром 13 января 2013 года, в Святочную неделю. Чин погребения совершили в Знаменском мужском монастыре 15 января. Народ до отказа заполнил главный храм Курска. Было много молодежи. Погода выдалась божественной. Светило на чистом небе не по-зимнему яркое солнце, стояла тишина, морозец умеренный...
Могила его – рядом с оградой монастыря, недалеко от центрального входа в храм. И это глубоко символично. Владыка любил и этот храм, и эту кафедру. Слишком многое связывало его с главным собором соловьиного края.

Владимир КУЛАГИН,
писатель, публицист,
член Союза писателей России,
почетный гражданин города Курска.

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Имя *
Фамилия *
Электронная почта *
Текст комментария
Введите капчу * 687eeb7c43de52206b11ac6b433b0fbf

Действие

Последние новости Курск

02/04/2020 В Курской области поданы заявки уже на 150 тысяч маршрутных листов
Их выдадут сотрудникам предприятий, компаний, фирм и организаций всех форм собственности по заявкам их руководителей.

02/04/2020 В Курске проверили общественный транспорт
Сотрудники городского департамента пассажирского транспорта мониторят, как перевозчики дезинфицируют свои транспортные средства.

02/04/2020 Проректором КГСХА назначен лидер курских единороссов
Пост проректора по развитию Курской государственной сельскохозяйственной академии занял 51-летний Валерий Мелихов.

02/04/2020 Сроки действия льготных проездных курян продлят
Сроки действия за неиспользованный период оплаченных льготных проездных билетов продлят после прекращения режима повышенной готовности.

02/04/2020 В Курске проверили санитарную безопасность подъездов и детских площадок
Очередной мониторинг работы управляющих компании по дезинфекции мест общего пользования жильцов сегодня провели сотрудники комитета жилищно-коммунального хозяйства Курска и городской инспекции ЖКХ.

02/04/2020 Курск ограничивает авиасообщение с Москвой
Количество регулярных рейсов сокращено до одного в день.

02/04/2020 Курянина вернули в инфекционную больницу
Его анализ на коронавирус сейчас проверяют в Москве.

02/04/2020 Карантин по коронавирусу снят с 313 курян
Новых подтвержденных случаев заболевания коронавирусной инфекцией на территории Курской области не зарегистрировано.

02/04/2020 Куряне обращаются за помощью к психологам
За последнюю неделю на «горячую линию» соцгостиной поступило 5 таких звонков.

02/04/2020 В Курске продизенфицировали 300 контейнерных площадок
Остальные обещают обработать в ближайшее время.

Электронная копия
номеров

Подписка на
электронную версию.

Подписка на PDF версию приложения «Деловой курьер»

Оформить подписку
Яндекс.Метрика