Какой он, наш Дейнека?
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Какой он, наш Дейнека?


Дейнеке – 120 лет. О нем много написано, сказано, он из тех, кто оставил яркий художественный след. Он вошел в историю культуры, в историю такого сложного и многослойного явления как изобразительное искусство. Он сказал в нем свое слово, и оно было понято и услышано многими. Но всякий, однажды заявленный и состоявшийся художественный смысл, имеет особенность уступать времени и соглашаться с его меняющимися взглядами и оценками, с его отношением к тому, что, казалось бы, уже твердо вросло в почву и пустило глубокие корни.    
Какой же он, наш Дейнека, что дает он нам, какое место его искусство, его творчество, занимают в нашей жизни? Насколько нужен он нам, да и нужен ли вообще? Вопрос более чем странный, если не сказать больше. И тем не менее я задаю его вам, уважаемый читатель, пытаясь понять, что происходит в нашем современном сознании, в нашем отношении к искусству, на примере нашего великого земляка, очередная экспозиция работ которого открыта в залах картинной галереи, носящей его имя.
Я хочу понять, насколько действительно интересно творчество Александра Дейнеки курянам? Возникает ли та самая, внутренняя потребность прийти и посмотреть подлинник, которая, по сути, и является подлинным критерием отношения к изобразительному искусству? Ведь какие бы мероприятия, праздники разных масштабов и уровней не проводились в стенах галереи по этому поводу, все равно истинная любовь к художнику – желание видеть подлинник. Желание самому разобраться в том, что хотел он сказать и как это сделал. Это общение с настоящим, с тем, что являет собой природу искусства, его тело, его душу.
Живопись, графика, скульптура, эскизы к монументальным произведениям – весьма многое из того, чем обладает галерея, представлено сейчас в нашем выставочном зале. И это понятно: ведь столько лет собираем, изучаем, храним, стараемся сделать так, чтобы предоставить зрителю реальные факты, а не комментарии к ним. Пусть он сам решает, что для него этот мастер, образы, им созданные, их художественная выразительность, их качество. Ведь процесс открытия для себя художника – удивителен! В какой-то момент вдруг начинаешь ощущать внутренний, собственный интерес к произведению. Неважно при этом, что ты уже слышал о нем или читал, каков его искусствоведческий статус и на каком оно месте в табели о рангах. Главное, что ты становишься заинтересованным зрителем. Лично заинтересованным. Тебе хочется смотреть, размышлять, тебе хочется разгадывать художественный смысл увиденного. Ты начинаешь понимать, что все эти изобразительные средства придуманы и употреблены для того, чтобы выразить свое, авторское, отношение к изображаемому явлению. Изобразительная информация перестает быть просто изображением и становится мыслью, говорящей на своем, специфическом языке, расшифрованным зрителем и получающим от этого удовольствие особого рода. Ты становишься соучастником процесса постижения главного – сути и смысла искусства. Это удивительный момент откровения и открытия.
Александр Дейнека своим искусством дарил открытия многим людям. Он создавал образы, повинуясь велению своего времени, своего таланта, и то, что мы видим во многих его произведениях, намекает на некие символы. Образ-символ, явление в искусстве, само по себе достаточно сложное и специфическое, требующее от зрителя понимания той игры, которую ведет художник, понимания среды и обстоятельств, в которых он творит.
Подобными образами Дейнека говорил о разнообразных явлениях своего времени и тем самым, вольно или невольно, канонизировал их. Темы труда, спорта, авиации, войны, в его исполнении, интересны многим при обсуждении его творчества. Он громогласно заявлял об их социальной значимости и создал великолепный образ, символ своего времени в «Футболисте». Он оставил зрителю великий художественный памятник о войне, выразив в «Обороне Севастополя» восхищение героическими защитниками города. Он был очень разным художником, и это хорошо подтверждается работами, представленными в настоящей экспозиции. Он любил и выражал жизнь в самых разных ее проявлениях и мог быть в своих произведениях не только динамичным и сильным  но и философски настроенным. камерным. Он отдавал должное человеческой фигуре, ее композиционным постановкам, ракурсам. Ему были интересны отношения художника с обнаженной натурой. В широкий круг его творческих поисков входил такой специфический вид изобразительного искусства, как журнальная и книжная иллюстрация. Он великолепно иллюстрировал журналы для детей. Одна «Искорка» чего стоит!
Его монументальные произведения до сих пор украшают общественные здания, московское метро. Ему была интересна скульптура, и он находил время и для нее. Александр Дейнека был универсальным художником, а это говорит о многом. Его искусству посвящены монографии, журнальные статьи, искусствоведческие исследования. Он сам написал интересный литературный труд о творчестве и приоткрыл своеобразную завесу тайны художественных размышлений. Редко какая современная выставка высокого уровня обходится без участия его работ. Он навечно остался в художественной памяти 20-го столетия, и это факт неоспоримый. Волею судьбы он родился в нашем городе, и это дает нам право гордиться этим. Но одной гордости мало. Наверное, самому художнику было бы приятно, если бы он знал о нашем искреннем, не поддельном, отношении к его искусству, ко всему тому, что составляло смысл его жизни и что он завещал нам. Так какой же он, наш Дейнека?
Владимир ПИСКУРЁВ,
сотрудник картинной галереи
по работе с детьми.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...