Я тебя понимаю, слышу, чувствую
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Я тебя понимаю, слышу, чувствую


О ментальных нарушениях и об аутизме в России заговорили не так давно. В Курске очередной раз тему подняли в День защиты детей. На Боевой даче состоялась благотворительная ярмарка #аятебяпонимаю. Она прошла в формате «открытой среды»: ребята с особенностями ментального развития и без играли и общались, сделав важный шаг на пути к пониманию друг друга.    
При ментальных нарушениях развития страдает способность к социальному взаимодействию и поведению. Тяжесть нарушений может быть разной степени. Но это не отменяет потребность в общении. Аутистам также интересно посещать театр, кино и музеи. Правда, ведут они себя по-особенному и реагируют не так, как мы привыкли. Для них может быть слишком громко в кино, а спектакль кажется чересчур длинным.
Кстати, аутизм, а точнее расстройства аутистического спектра (РАС), может быть как врожденным, так и приобретенным.
Неизвестно. Стопроцентной причины рождения детей с ментальными нарушениями ученые не выявили. Но в конце XX века расстройства РАС ставили одному из тысячи, сейчас же это каждый 150-й малыш.
Люди с РАС могут громко кричать, не отзываться на свое имя и делать вещи, которые, на первый взгляд, могут показаться странными. Будьте тактичны. Не показывайте пальцем и не осуждайте. Просто человек воспринимает мир не таким, каким его видите вы.
Саша – самый искренний мальчик, с которым мне довелось общаться. Саша – аутист.
– О том, что Саша не такой, как все, впервые услышала от своих подруг, – поделилась его мама Евгения, хрупкая с виду, но очень сильная внутри. – Тогда я сильно обиделась на них и даже перестала общаться. Хотя ребенок действительно вел себя странно: кричал и махал руками, игнорировал меня. Решила обратиться к врачам. Первый доктор – детский клинический психолог – заверила: это возрастное, Саша это перерастет. Мой коллега (позже оказалось, что и у него ребенок с нарушением ментального развития), выслушав, что происходит с моим Сашей, посоветовал сходить в специальный центр. Там ребенка посмотрели, побеседовали со мной и вынесли вердикт: «У Саши расстройство аутического спектра. Это не лечится. Это навсегда. В этом нет ничего страшного. Но с ребенком надо заниматься». В стрессовом состоянии я обратилась в частную клинику, а там Саше поставили диагноз – шизофрения.
До недавнего времени в России вместо РАС диагностировали шизофрению или же меняли диагноз на шизофрению после совершеннолетия. Официально в национальный список психических заболеваний взрослых аутизм включили лишь в 2014 году. И лишь в апреле 2017-го в Воронежской области подростку поставили диагноз «аутизм» после 18-летия.
– Мне не надо помогать, я не прошу поддержки. Просто не надо меня осуждать. Ведь ребенок это тоже чувствует, – продолжает Евгения. – Саша иногда громко кричит, прямо как Тарзан. Как-то раз бабушка, которая гуляла с ребенком на детской площадке, сказала: «Уберите своего больного мальчика. Ему не место среди нормальных детей». На лицах окружающих читается осуждение, они думают: наверняка мама во время беременности вела нездоровый образ жизни… Сейчас, спустя почти три года занятий, Саша ведет себя по-другому. Он отзывается на свое имя, пишет и считает. Более того, он успешно сдал экзамен по пению в ДШИ №1 и поступил на хоровое отделение.
Как представляет мир аутист? Вот как видит его 10-летняя Соня. Она почти не говорит. Только пишет:
АФРИКАНЕЦ – лучший разведчик для ночной разведки
ДЕТСТВО – восход судьбы в человеческой жизни
МУЗЕЙ – консервы времени
НАУКА – познание, основанное на сомнении
СТРАХ – возбудитель трусости
МУДРОСТЬ – мера между «мало» и «много».
• Не осуждайте! Осуждающие взгляды и жесты причиняют дискомфорт всем. И детям, и взрослым.
• Используйте короткие и понятные предложения. Если видите, что вас не понимают, не пытайтесь объяснить подробнее или задать встречные вопросы – повторите еще раз, проще. А лучше используйте жесты, мимику, артикуляцию. И обязательно делайте паузы, давая человеку время осмыслить реплику и отреагировать.
• Не «давите». В стрессовой ситуации может случиться выброс эмоций, или, наоборот, полное отключение – когда человек закрывается и перестает реагировать вовсе. В такой ситуации не пытайтесь как-то повлиять на собеседника, не задавайте вопросов, не кричите и не тащите за руку. Лучше найдите тихое, уединенное место, где аутист может расслабиться и прийти в себя.
• Не говорите о человеке в третьем лице и не игнорируйте его. Как ни странно, но это одна из самых распространенных ошибок в общении после осуждающих взглядов. Люди почему-то обращаются только к сопровождающему. Это усугубляет чувство одиночества, непонятности, с которым аутисты сталкиваются постоянно. А важно, наоборот, помочь им «вписаться».
• Общайтесь аккуратно. Люди с другим восприятием иногда не понимают иронию или сарказм, а порой бывают излишне прямолинейными. Не обижайтесь на них, не забывайте, что они воспринимают мир иначе.
• Защитите их от других. Не избегайте этой темы. Объясняйте своим детям и друзьям, что это такое и как себя правильно вести. Говорите не только о том, чего не могут делать дети с аутизмом, но и подчеркивайте, что они умеют.  
Мария КОЛБЕНКО.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...