Александр Дейнека: Пересечение взглядов
Свежий номер: 14 марта 2024 (4959)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Александр Дейнека: Пересечение взглядов


В первой половине сентября значительная часть произведений одного из ярчайших представителей соцреализма Александра Дейнеки отправится из Курска в Северную столицу. Там, в петербургском Манеже,  силами 18 музеев страны будет организована большая выставка, приуроченная к 120-летию со дня рождения художника. Экспозицию дополнят работы другого великого певца советской эпохи, выходца из ленинградской художественной школы Александра Самохвалова.  
«ГИ» решили посмотреть, как оценивалось творчество художника с курскими корнями на всероссийских и зарубежных выставках прошлых лет.    
Благодаря художественной галерее имени Дейнеки жители Курской области впитали творчество всемирно известного художника  если не с грудным молоком, то уж точно со школьной скамьи. Работы земляка широко представлены в Третьяковской галерее и Русском музее, но основное наследие находится в Курске, является гордостью и одной из главных достопримечательностей соловьиного края.
–  Да, у нас нет «Будущих летчиков» и «Обороны Петрограда», но есть работы, без которых невозможно представить творческий путь художника, и, скажу больше, историю русского изобразительного искусства, – говорит искусствовед курской галереи Марина Тарасова.
Александр Дейнека, Александр Самохвалов и другие члены когда-то  гремевших объединений ОСТа, АХРР, РАПХ поставили перед собой трудную задачу – создать новое антибуржуазное искусство. Нельзя сказать, что их инициатива была радостно встречена в других странах. Так, американский арт-критик Клемент Гринберг назвал соцреализм – жанр, в котором работали молодые советские художники – «политически ангажированным китчем».
Это клеймо неприменимо к полотнам Александра Дейнеки. Он работал в контексте международного модернизма, и уже в 30-е годы, когда многие его коллеги, революционеры от искусства, пали жертвами сталинских репрессий, стал одним из самых выездных советских художников. Дейнека представлял СССР на различных международных выставках, включая   Всемирную выставку в Париже 1937 года и Венецианскую биеннале.
Александр Александрович относится к «экспортным» представителям советского искусства до сих пор. В 2005 году в рамках проекта «Советский идеализм» его  работы побывали в Бельгии. По мнению куратора этой выставки Екатерины Деготь, несмотря на то, что на родине авторов представленных полотен нещадно травили за «левацкие перегибы» и «формализм», в 20-30 годы они создали в СССР искусство, по степени новаторства вполне сопоставимое с параллельным западным модернизмом, а возможно, и превосходящее его.
В 2011 году в рамках Года России в Италии прошла масштабная выставка произведений Александра Дейнеки в Риме. Комментируя ее, искусствовед, историк искусства, член Российской академии художеств Михаил Лазарев писал: «Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха», населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Они организованно занимаются спортом и привержены культу здоровья, чтобы рождать бодрых и жизнерадостных строителей социализма. Художник хотел быть оракулом, предсказав своим творчеством счастливое будущее, однако оказался лишь романтическим мечтателем».
По мнению Лазарева,  «утопические проекты Дейнеки создавались на фоне реальной массовой нищеты и всенародной неустроенности. Художник путал страшную нужду и подвиг, изображая женщин, волокущих неподъемные тачки и вынужденных с радостными улыбками выполнять тяжелые работы на стройке новых цехов».
Елена Кобрина в 2017 году высказала иную точку зрения на полотно Дейнеки «На стройке новых цехов» (1926-й) . Московский искусствовед считает, что это произведение передает дух индустриализации. «Дейнека изображает рабочих с таким же восхищением красотой и силой тела человека, как Микеланджело пять веков назад античных героев. Художник воспевает физическую силу человека труда. Мы видим, как напряжены мышцы, сколько сил требуется героине, чтобы двигать тележку. Кажется, что она сейчас выкатит ее за пространство холста к нам, к зрителям(…) Настроение картины – это образ девушки слева. Счастье и молодость, вера в скорое прекрасное будущее».
Николай Ерышев назвал Дайнеку, своего учителя  по Суриковскому институту,   заложником системы: «Будучи человеком невероятно одаренным и, главное, чувствующим время, он решил замахнуться на создание нового, советского стиля искусства... основанного на культе здоровья, спорта, труда и на их основе — новой жизни, новой семьи, нового образа жизни».
Творческая биография Дейнеки подтверждает эти слова. В 1938-м монументальные мозаичные полотна художника становятся главным украшением станции метро «Маяковская», с 1941 по 1943 годы он работает над мозаиками для станции «Павелецкая». В послевоенные годы на Дейнеку  обрушиваются жернова объявленной в Советском Союзе войны с импрессионизмом. С должности директора Московского института декоративного и прикладного искусства  ныне признанного столпа соцреализма  низвергли до обычного преподавателя.
Лидер по натуре, Дейнека не отпускает рук и пытается вернуть расположение властей. Он делает мозаики для МГУ (1956-й) и Дворца съездов Московского Кремля (1961-й), пишет прославляющие государственный  строй картины «На просторах подмосковных строек» (1949-й), «Открытие колхозной электростанции» (1954-й), «Покорители космоса» (1961-й). Усилия художника не остаются  незамеченными: в 1962 году его назначают вице-президентом Академии художеств СССР и представляют к званию Героя Социалистического Труда. За мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты», созданные в 1959–1960 годах, он удостаивается Ленинской премии.
Десять лет назад все центральные СМИ писали о выставке в Третьяковке, посвященной 110-летию Александра Дейнеки. Наиболее точную современную оценку его творчеству  дал  Дмитрий Смолин (газета «Известия»): «Своей манерой – энергичной, решительной, почти плакатной – этот художник всегда выделялся из сонма дежурных соцреалистов. Дарование Александра Дейнеки было слишком ярким и очевидным, да и воззрения его на «строительство новой жизни» в целом совпадали с установками партии – словом, он закрепился в «обойме», в культурной элите Страны Советов. И стал самым романтичным, самым неординарным из официальных художников своей эпохи».
Наталья СКОЛЬЗНЕВА.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...