"Колонисты" обороняли Ленинград
Свежий номер: 21 марта 2024 (4961)
тираж номера: 4050 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
"Колонисты" обороняли Ленинград


Этой железнодорожной ветки никогда не было на картах СССР. Ее запрещалось фотографировать и снимать на кинопленку, о ее работе никогда не упоминали в сводках Совинформбюро, молчали о ней фронтовые корреспонденты. Она родилась и умерла в секрете. Некоторые не знают о ней и сейчас.    
Не знал и автор этих строк, чей отец до конца своих дней не спешил рассказывать подробности секретной операции длиною в год.
Две оплеухи фюреру
С сентября 1941 года советское военное командование предприняло четыре попытки прорвать блокаду Ленинграда. Лишь с пятой попытки – 18 января 1943 года – стальной ошейник блокады удалось разорвать. В районе Рабочего поселка и Шлиссельбурга встретились войска Ленинградского и Волховского фронтов. В ту историческую ночь Ленинград не спал. Люди обнимались на улице, всю ночь по радио читали стихи, звучали песни. Шел пятисотый день блокады.
Звонкая оплеуха фюреру была услышана на всех фронтах. Мир рукоплескал Ленинграду, символу стойкости русских людей.
Гитлер истерично воспринял поражение. Немецкая печать заранее известила, что узкая полоска болотистой земли рядом с линией фронта, которую отвоевали русские, – это игольное ушко, в которое не пролезть даже истощавшему коммунистическому медведю.
Но советское командование, готовившее операцию по прорыву блокады, знало истинную цену будущему коридору – узкой полоске болотистой земли рядом с Ладогой.
Вечером того же дня комитет обороны принял решение о строительстве железнодорожной ветки длиною в 33 километра.
Строительство велось с двух сторон. Пять тысяч человек днем и ночью рубили деревья, заготавливали шпалы, подносили и подвозили рельсы. Почти вся трасса просматривалась с близких Синявинских высот вражескими наблюдателями. Фашисты методично обстреливали каждый ее километр. Машинам там было не пройти. Грунт таскали в мешках, привозили на санках и кусках кровельного железа. Ссыпали в хлюпающее болото. Поверху настилали клети из бревен, вмораживали рельсы. Дорогу под бомбежками и обстрелами построили за 17 дней. Особенно трудно дался строителям свайно-ледовый мост через Неву напротив Шлиссельбурга. Течение сносило сваи. Временный мост-эстакаду строили полукругом, выгнутой стороной навстречу мощному напору Невы. В дно реки копрами забивали сваи, поверх льда вмораживали шпалы, на них укладывали рельсы. В сутки давали по сто погонных метров готовой эстакады!
7 февраля 1943 года (520-й день блокады) Ленинград встретил первый поезд с Большой Земли. Под гром оркестра и мощное «ура!» паровоз втянул к перрону Финляндского вокзала состав с продовольствием.
Возобновление связи с Ленинградом стало второй пощечиной Гитлеру.
Ставка и военсовет Ленфронта начали подготовку к полному снятию блокады. В город стали поступать эшелоны с продовольствием и военным снаряжением.  Но какой ценой – это было известно немногим.

Коридором бессмертия
Для обслуживания трассы, проходившей в прямой видимости немецкой артиллерии, была создана 48-я паровозная колонна особого резерва наркомата путей сообщения. Машинистов не хватало: их разыскали на фронтах и самолетами доставили в осажденный город. Девчонки с косичками, вчерашние школьницы, становились кочегарами, стрелочницами,  помощниками машинистов. Уже потом они стали называть себя колонистами, колонными солдатами. Поначалу боялись не столько обстрелов – самих паровозов.
Первые поезда с продовольствием и боеприпасами продвигались по коридору только ночью, с притушенными огнями. Сильнейшие вражеские прожектора, звукоуловители позволяли засечь поезд, едва он въезжал на свайно-ледовую переправу через Неву. Начинался ураганный огонь. Дыбом вставала земля от разрывов снарядов и бомб. Рельсы закручивало как проволоку. За успешный рейс машинист получал премию – пятнадцать граммов маргарина и пачку папирос. За хищение продуктов грозил расстрел на месте или трибунал.
Для обороны стратегического коридора были созданы спецсоединения. Зенитно-пулеметные взводы на платформах защищали поезда от самолетов. Эшелоны с бензином и боеприпасами сопровождали истребители и бронепоезда.
Буквально через две недели после начала действия шлиссельбургской трассы ленинградцы ощутили результат прорыва блокады – их хлебный паек сравнялся с московским.  Еще через два месяца в блокадной хронике появляется запись: «С самого начала блокады в Ленинграде не было столь щедрой продажи продуктов, как сегодня». По апрельским продкарточкам  можно было купить:  400 г. «пшенички»,  200 г. сала,  300 г. кондитерских изделий,  300 г. риса,  400 г. свежего мяса.  Сверх месячных  норм всем категориям населения продавались сухие грибы и овощи, сельдь, мука. Детям дополнительно – по 200 граммов манки и грецких орехов.
В 1943 году немецкий журнал «Люфтваффе» опубликовал снимок шлиссельбургского транспортного коридора, сделанный с самолета-разведчика. Нитка железнодорожного полотна бежит среди густых оспин воронок. Разбитый мост через Неву... Немцы были убеждены, что поезда по коридору ведут выпущенные из тюрем смертники.
Весной, когда торфяники подтаяли и рельсы просели, паровозы шли, разрезая решетками воду. Некоторые машинисты, успевшие послужить на флоте, надевали тельняшки и грозили фрицам кулаками из паровозной будки: «По ржавым льдам болот идет колесный флот!»... Рвущиеся снаряды вздымали фонтаны мутной воды. В ответ начинала протяжно рявкать корабельная артиллерия Балтфлота и Ладожской военной флотилии.
К концу мая  транспортный коридор вышел на максимум: в Ленинград стало приходить до 35 поездов в сутки. Один эшелон заменял тысячу легендарных «полуторок», маленьких грузовиков, работавших на ладожской Дороге жизни. Основную тяжесть перево-зок взял на себя Шлиссельбургский коридор.
Гитлер поручил группе армий «Север»  восстановить утраченное кольцо и не позднее сентября взять Ленинград штурмом. Готовящуюся операцию назвали «Охота на медведя». О ней стало известно нашей Ставке. Угрозу могло отвести только контрнаступление. Ресурсы для него – оружие, боеприпасы, горючее, людские резервы, провиант – давали эшелоны, идущие по «коридору смерти».
В конце июля началось широкое контрнаступление. Немцы бросили против него все резервы северной группировки.  Противостояние длилось ровно месяц. Ни одна из сторон не смогла изменить линию фронта, но план наступления на Ленинград был сорван, противник измотан. Более того, 15 сентября корпус генерала Симоняка, используя новую артиллерийскую тактику, с фантастической скоростью – за тридцать минут (!) – овладел мощным опорным пунктом врага Синявино. Захват высот серьезно улучшил положение.
Шлиссельбургскую трассу прерывали 1200 раз. По три разрушительных попадания в день. Разбитые паровозы и вагоны лежали под откосами. Удивительно четко работали восстановительные поезда и летучки – на каждый перегон по ночам завозились рельсы, шпалы,  балласт для засыпки воронок. Сгоревшие вагоны растаскивали тракторами, латали пути, и движение возобновлялось. Всякое бывало. Горели ледники с мясом, растительное масло из разбитых цистерн  растекалось по канавам, белый шлейф тянулся за прострелянными вагонами с мукой… Из паровозной колонны в шестьсот человек погиб каждый третий. Из тридцати политруков в живых остались пятеро. Цифры потерь по всем подразделениям не подсчитаны до сих пор…
Шесть тысяч составов прошло в обоих направлениях за год существования трассы. Лишь единицы дошли невредимыми.
Установлено: через Синявинские болота в осажденный Ленинград было привезено 75% всех грузов, остальные 25% дала ладожская Дорога жизни.

По имени и житие?
Долгие годы о Шлиссельбургском коридоре умалчивали. Лишь две брошюры  о героизме железнодорожников вышли  сразу после войны, затем как отрубило. Только в 1984 году в ленинградском отделении издательства «Наука» вышла монография Ковальчука «Дорога победы осажденного Ленинграда», где педантично описывалось строительство, эксплуатация и защита шлиссельбургского «коридора смерти»: документы... цифры... документы. Следует вспомнить и сборник мемуаров «Октябрьская фронтовая», выпущенный к 25-летию Победы, в котором нашлось место для сдержанных воспоминаний «колонистов».
Странное дело: в военных архивах лежат материалы, а историки – как воды в рот набрали. Еще одна дорога, спасшая Ленинград от голодного вымирания, кому-то показались лишней. «Хватит и легендарной Дороги жизни! Не надо разводить ужасы». В 70-е, когда по стране развернулось ветеранское движение, никто из партийных идеологов не захотел и слышать ни о каком «коридоре смерти». Всех «колонных солдат» 48-й присоединили к водителям «полуторок» ладожской Дороги жизни, создав объединенный ветеранский комитет, где старшинство и приоритеты были определены заранее. Воспетая в песнях ладожская трасса с почетом вошла в историю. «Коридору смерти» с самого начала не повезло с названием. Неслучайно говорится: «По имени и житие».
Автор этих строк сам столкнулся с информационным вакуумом, когда попытался разобраться, в каком таком «коридоре смерти» работал его отец-железнодорожник, чьи скупые рассказы довелось ему слышать в детстве и юности. Не удалось найти ни строчки!
Лишь в 1984-м, через сорок лет после тех грозных событий, министерство путей сообщения добилось, чтобы железнодорожников колонны особого резерва признали участниками боевых действий. И еще через десяток лет – в 1995 году, на втором этаже станции Петрокрепость был открыт маленький ведомственный музей, рассказывающий о подвиге железнодорожников. Наконец, в 2001 году в Петербурге вышла обстоятельная монография того же Ковальчука «Магистрали мужества», раскрывающая все аспекты строительства, эксплуатации и обороны шлиссельбургского транспортного коридора. А в 2005-м удалось снять документально-исторический фильм «Коридором бессмертия» – дань памяти всем, кто прошел Шлиссельбургским коридором…
…Маршрут, по которому шли поезда, остался лишь на военных картах и на граните  лесного обелиска. Шлиссельбургскую трассу разобрали дождливой осенью 1946-го.  На месте ее прохождения до сих пор сохраняется просека – земля, нашпигованная металлом, не дает расти деревьям. За станцией Поляны, в лесу, можно увидеть скрученные взрывом рельсы и воронки-пруды от авиабомб. Можно наткнуться на останки вагонов, шпальные костыли, осколки снарядов и мин. И сейчас у Синявинских высот работают поисковики. Разыскивают останки тех, кого перемолола мясорубка битвы за Ленинград.  И рядом с могилами солдат  –  могилы железнодорожников.
Они отдали свои жизни.
Будем помнить об этом…

Разрешение на публикацию в газете «Городские известия» мы получили лично от самого автора специально к открытию XIV сезона проекта «Кино в театре».
  • Комментарии
Загрузка комментариев...