Полковник Владимир Фридманович: у векового рубежа
Свежий номер: 23 апреля 2024 (4970)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+


12 ноября исполняется 95 лет ветерану Великой Отечественной войны и гражданской обороны Владимиру Фридмановичу. Накануне юбилея корреспондент «ГИ» пообщалась с героем-фронтовиком.    
Первое, что бросается в глаза в идеально убранной комнате Владимира Григорьевича – большой портрет маслом в деревянной раме. Ветеран изображен на нем в пожилом возрасте: седовласым, с орденами и медалями на кителе. Эта картина  –  подарок местного отделения Союза художников к  юбилею Великой Победы. Чуть ниже рамка с двумя фото Фридмановича: рядом с молодым жизнелюбом, военным офицером – полковник запаса, уставший от гнета длительной болезни. Оставшееся пространство стены увешано грамотами, полученными в мирное время во время службы заместителем  начальника регионального штаба гражданской обороны по боевой подготовке.
«Стену славы», заботливо обустроенную покойной супругой, бывший фронтовик не видит с тех пор, как около 20 лет назад после нескольких безуспешных операций потерял зрение.
Владимир Григорьевич живет один, передвигается по квартире с трудом, на ощупь. Бездну свободного времени скрашивают прослушивание телевизионных программ и визиты нанятых опекуном помощниц. Одна стирает и убирает в квартире, другая готовит и трижды в день кормит незрячего подопечного.
В свой 95-й день рождения ветеран ждет в гости внуков, бывших коллег по службе и соседей по дому. Из друзей-фронтовиков мобильных почти не осталось.

Память о войне
Уроженец Томска, Владимир Фридманович в 1941 году сразу после окончания школы поступил в артиллерийское училище. В 1942-м молодой лейтенант  прибыл в распоряжение третьей танковой армии 1-го Украинского фронта. В должности командира взвода противотанковой батареи Фридманович прошел через пекло Курской дуги, освобождал Киев и Львов, штурмовал Берлин. В ходе сражений дважды был ранен.
– Война запоминается на всю жизнь, – рассказывает ветеран. – В тебя стреляют, а ты стой на месте как вкопанный! Противотанковые подразделения –  всегда на передовой и всегда без права на отступление. Немецкие танки атакуют, мы палим по железным монстрам из довоенных 57-миллиметровых пушек,  которые даже броню пробить не в состоянии. Дальность стрельбы прямой наводкой – полкилометра. Какой солдат подпустит немецкий танк на такое расстояние? Пехота уже на отметке 800 метров делает ноги. А мы – сражаемся… Хорошие орудия с дальностью стрельбы 1 километр появились только к середине войны.
Воинские подвиги Владимира Григорьевича отмечены боевыми орденами: Александра Невского, Красной Звезды и двумя Отечественной войны I степени.
– Когда проводилась успешная, хорошо спланированная операция, тогда и  награждали, – скромничает ветеран. – Как взяли Берлин, думали: ну все, конец войне. Нет, пошли освобождать Прагу, из Чехословакии нас перебросили в нейтральную Австрию, потом – снова в Берлин.
Советские подразделения, позже названные Западной группой войск, дислоцировались в восточной части немецкой столицы до начала 1990-х. Фридманович был переведен из ГДР в Белоруссию в 1951 году. После окончания военной академии получил направление в воинскую часть  Курска.
В начале 1970-х уволился в запас, но продолжал служить делу укрепления обороноспособности страны в системе гражданской обороны. Контролировал  деятельность областных и городских курсов гражданской обороны, организовывал комплексные учения.
– Как относитесь к теленовостям из Украины? – спрашиваю бывшего артиллериста.
– Украина была самой близкой республикой, родной сестрой России. Евросоюз заманил ее обещаниями богатой жизни...

Один среди своих
После интервью на лестничной площадке встретилась женщина – повар и кормилица Владимира Григорьевича.
– Напишите, пожалуйста, что семейную чету Фридмановичей весь наш дом помнит, – попросила она. – Всегда были такими приветливыми, интеллигентными. А пели как замечательно! Это я как профессиональный музыкант говорю. Владимир Григорьевич, кроме того, серьезно увлекался живописью, у него дома хранится много картин, написанных в разные годы...  В 70 лет умерла его жена, буквально через год-два вслед за ней ушла из жизни единственная дочь. Остались внуки: один живет в Москве, другая – в Курске. У обоих семьи, малые дети, но дедушку навещают. Постоянно заботится о нем муж покойной дочери. Я в бюджетном учреждении работала, пенсия маленькая, вот и согласилась помочь незрячему вдовцу. Мне общение с ним в радость. Как-то принесла обед и спрашиваю: «Что-то вы, Владимир Григорьевич, бриться совсем перестали?» – «Ой, и правда, – смеется он. – Ко мне женщины приходят, а я не выбрит». Пошел в ванную и побрился… Поздравьте через газету этого очень хорошего человека, от всего нашего дома поздравьте!
  • Комментарии
Загрузка комментариев...