«Честно, за Родину…»; История 55-й Курской стрелковой дивизии; Издревле известно: «КУРЯНЕ – ВОИНЫ СЛАВНЫЕ»
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
«Честно, за Родину…»; История 55-й Курской стрелковой дивизии; Издревле известно: «КУРЯНЕ – ВОИНЫ СЛАВНЫЕ»


Дом №25 на углу улиц Ленина и Можаевской знаменит тем, что в нем когда-то останавливался великий русский композитор Александр Бородин. Здесь летом 1869 года Александр Порфирьевич сделал первые наброски оперы «Князь Игорь». Потомки уже в наши времена увековечили это событие мраморной памятной доской. А еще в этом доме в довоенные времена располагался штаб 55-й стрелковой дивизии, славной доблестным воинским служением в труднейшем для страны 1941 году.
Уже с 1926 года эта дивизия носила почетное название «55-я Курская стрелковая дивизия имени Климента Ефремовича Ворошилова». Людям военным известно: именные названия присваивались лучшим войсковым подразделениям.
55-я Курская стрелковая дивизия была сформирована в сентябре 1925 года в Московском военном округе как территориальная и входила в состав 10-го стрелкового корпуса. Штаб дивизии, 165-й стрелковый и 55-й легкий артиллерийский полки дислоцировались в Курске, 163-й – в Белгороде, 164-й – в Рыльске.
Первый бой с фашистами Курская 55-я приняла в Белоруссии 24 июня 1941-го на Слуцком направлении – мотопехоту и танки немцев поддерживала авиация. 25 июня погиб комдив полковник Дмитрий Иванюк, дивизию возглавил начштаба Геворк Тер-Гаспарян (официально назначен командиром дивизии 14 июля 1941-го). После тяжелейших оборонительных боев и отступления за Днепр дивизия была выведена во второй эшелон, включена в 28-й стрелковый корпус. С началом Смоленского сражения на нее легла вся тяжесть боев за Пропойск (ныне – Славгород). Городок неоднократно переходил из рук в руки, потери были огромные.
6 сентября 1941 года 55-я дивизия включена в состав 66-го стрелкового корпуса 21-й армии Юго-Западного фронта и держала оборону в районе города Щорс Черниговской области. Вскоре она оказалась в Киевском «котле» и была разгромлена. Погибла почти вся. В той мясорубке, куда попали куряне, выжило лишь несколько десятков человек. От них потомки и узнали, что, говоря словами одного из прославленных героев Отечественной войны 1812 года генерала Михаила Воронцова, «дивизия… исчезла не с поля боя, но на поле боя…».
Погибала дивизия дорогой для фашистов ценой. Не имея зениток, артиллеристы сбивали германские самолеты из дивизионных пушек,  из гаубиц «снимали» башни с немецких танков. О том, как воевала и героически погибала Курская дивизия, можно узнать из книг Николая Акаловича «Они защищали Минск» и Дмитрия Морозова «О них не упоминалось в сводках». На белорусских интернет-сайтах обсуждают ратные подвиги курян. Можно посмотреть «Журнал боевых действий» 55-й дивизии на портале «Подвиг Народа» или почитать воспоминания некоего Гюнтера Рихтера…
Официально 55-я Курская дивизия была расформирована  27 декабря 1941 года… Полковник Геворг Тер-Гаспарян после этого был назначен командиром 227-й стрелковой дивизии. В 1942-м дивизия Тер-Гаспаряна участвовала в Харьковской операции. За успешные действия в боях летом 1942 года ему присвоено звание генерал-майора и он был назначен на должность начальника штаба 60-й армии, действовавшей в районе Сталинграда. В январе 1943-го Тер-Гаспарян стал начальником штаба армии Воронежского фронта, участвовал в уничтожении крупной немецкой группировки, в форсировании реки Десны, за что получил орден Суворова II степени. 17 октября за форсирование Днепра выше Киева удостоился ордена Суворова I степени. К окончанию войны его армия прошла путь до Нижней Силезии, форсировав Вислу, Западный Буг, Одер.
В белорусском селе Завинье Брестской области 18 июня 1991-го установлен памятник в виде камня с гранитной доской и словами: «Здесь насмерть стояли воины 55-й стрелковой дивизии в составе 111СП, 141 ГАП, 129-го отдельного артдивизиона». Есть еще Курган Славы в Беларуси на берегу реки Щара, на рубеже первого боя 24 июня 1941 года и обелиск на братской могиле в деревне Леляки Киевской области Украины, где наша дивизия приняла последний бой с 17 по 22 сентября 1941-го.
19 июля 1941 года было обнародовано постановление Государственного Комитета обороны №ГКО-207 сс «О формировании новых дивизий». В исполнение этого постановления в Курской области (в современных границах) были созданы четыре стрелковых (Курск, Обоянь, Дмитриев, Щигры) и 29-я кавалерийская дивизия (в поселке Касторное).
Судьба 309-й стрелковой дивизии трагична. Она была сформирована в Курске в июле 1941 года и первоначально насчитывала 11 тысяч человек. После дивизия была передана в состав 24-й армии Резервного фронта и в конце августа переброшена под Ельню Смоленской области.
Боевой путь начался с участия в первой наступательной операции Красной армии и освобождении города Ельня. Бойцы дивизии, которой командовал полковник Никифор Ильянцев, прорвали хорошо подготовленную линию обороны немцев на участке 292-й пехотной дивизии 20-го армейского корпуса группы армий «Центр». И дальше, развивая   успех, 309-я совместно с 100-й, 103-й и 19-й стрелковыми дивизиями, освободила город Ельню. Пяти фашистским дивизиям в районе Ельни был нанесен значительный урон. Потери их в живой силе составили до 45 тысяч человек. Ельня стала первым советским городом, освобожденным в ходе войны.
В двадцатых числах сентября части дивизии продолжали вести небольшие наступательные бои, а в конце месяца перешли к обороне. В ходе наступления дивизия понесла серьезные потери. Из донесения о численном и боевом составе частей 24-й армии по состоянию на 20 сентября 1941 года в оперативный отдел Резервного фронта: «309-я стрелковая дивизия – личный состав: по штату – 11650 военнослужащих, по списку – 6609   военнослужащих». А вскоре дивизия вышла на рубеж по реке Устром, в 11 километрах северо-западнее Ельни, и несколько недель удерживала занимаемую позицию, отражая атаки превосходящих сил противника.
И лишь в ночь с 6 на 7 октября 1941 года, получив приказ командования, она начала отступление по дороге Дорогобуж – Вязьма. Дорогобуж к тому времени был уже частично занят немцами с восточной окраины, а другая его часть обстреливалась из минометов и группами автоматчиков. Бойцы дивизии пытались штурмом прорваться через Дорогобуж, но немцы были сильнее… Много бойцов и командиров 309-й стрелковой дивизии полегло на окраинах города. Ночью к своим прорвались только 180 человек.
Формирование 277-й стрелковой дивизии закончилось в Дмитриеве-Льговском 8 августа 1941 года. А через две недели она вошла в состав 21-й армии Центрального фронта и сразу оказалась на Левобережной Украине. В конце сентября в ходе ожесточенных боев советские войска оставили Киев и отступили за Днепр, понеся при этом тяжелые потери.
Прорвавшиеся к Десне гитлеровцы действовали  растянутым фронтом от Семеновки до реки Десна, где 29 августа они захватили плацдарм у города Коропа. Командование Брянским фронтом решило воспользоваться этим фактом и отрезать прорвавшуюся к Новгород-Северскому 2-ю танковую группу Гудериана.
277-я стрелковая как наиболее полнокровная из дивизий 21-й армии должна была нанести главный удар. Перейдя 29 августа в наступление, дивизия освободила несколько украинских сел, но 1 сентября она должна была повернуть на восток и юго-восток для обеспечения  правого фланга и оказалась в изолированном от остальных частей армии положении. В тот момент она насчитывала  11699 человек личного состава…
2 сентября «Дмитриевская» дивизия вела ожесточенный бой у сел Семеновка, Красная Заря, Блешня, Оболонье, Рудня. В течение суток они несколько раз переходили из рук в руки. Немцы, увидев возникшую опасность выхода наших войск в тыл всей танковой группы Гудериана, спешно перебросили в этот район моторизованную дивизию СС «Рейх». И бои приняли напряженный, затяжной характер. Вследствие этого 277-я стрелковая дивизия оказалась изолированной, имея перед собой превосходящие силы противника. В боях в районе Семеновки дивизия, по сообщению командующего 21-й армией генерал-лейтенанта Федора Кузнецова, потеряла до 40% личного состава.
5 сентября дивизия вместе с кавалерийской группой Аркадия Борисова атаковала вдоль реки Убедь, отрезала чернотинскую группу противника от переправ в Рудне. Однако в связи с выходом дивизии СС «Рейх» к Соснице и захватом плацдарма на Десне было принято решение об отводе всей 21-й армии за Десну – в направлении Пирятина, где 18 сентября командование фронтом отдало приказ о прорыве всем армиям фронта на восток. Командарм 21-й решил пробиваться в направлении Ромны, но к этому времени штаб армии уже потерял управление корпусами и дивизиями и пробивался из окружения самостоятельно. Остатки 277-й стрелковой дивизии были разбиты 21 сентября в районе Пирятина. Командир дивизии комбриг Михаил Романов  7 октября вышел к своим войскам с группой комсостава и бойцов в форме, с документами и оружием.
15 июля 1941 года генерал Жуков, обобщая опыт первых трех недель войны, писал в директивном письме Ставки Верховного командования: «Нашей армией несколько недооценивается значение кавалерии. При нынешнем положении на фронтах, когда тыл противника растянулся на несколько сот километров в лесных местностях, рейды красных кавалеристов могут сыграть решающую роль в деле дезорганизации управления и снабжения немецких войск…». И слова будущего маршала Победы весьма убедительно доказали курские кавалеристы.
29-я кавалерийская дивизия была сформирована летом 1941 года в поселке Касторное (недалеко от тех мест, где 22 годами ранее была создана Первая Конная армия Буденного). 3 октября 1941 года дивизия, согласно директиве Ставки ВГК №2703, выдвинулась в район поселка Поныри, и заняла рубеж северо-западнее линии Фатеж – Брехово – Ульяновка.
С 4 по 28 октября 29-я дивизия под командованием полковника Серышева совершила более чем тысячекилометровый марш по Курской и частично Орловской областям, всячески «кусая» фланги 2-й немецкой танковой армии Гудериана. Кавалеристы передвигались в основном ночью, так как днем в воздухе доминировала немецкая авиация. Крушили тыловые подразделения, взрывали мосты, лихими налетами громили пехотные части вермахта. Люди могли выдержать многое, но лошади не выносили такой напряженный ритм: за три недели дивизия потеряла более 30% коней. Лошади содержались исключительно на сене и соломе – без овса.
К концу октября кавалерия была уже не способна совершать большие форсированные марши и требовала отдыха не менее недели для приведения себя в порядок и поддержки конского состава. Тем более  началась осенняя распутица с холодным дождем и сильным ветром.
После боев в районе станции Поныри, в начале ноября дивизия была переброшена на правый фланг Брянского фронта. Здесь танки Гудериана перешли в наступление в направлении на Москву. Отбросив на восток преграждающие им путь части 26-й армии, они устремились к Туле, но их правый фланг растянулся на 200 километров от Мценска до Тулы. Такое положение стало заманчивой целью для контрудара. Советское командование приняло решение атаковать. И на острие контрудара оказалась обескровленная, но еще боеспособная 29-я кавалерийская дивизия, которую поддержали части 6-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Константина Петрова и 133-я танковая бригада полковника Василия Полякова.
К сожалению, мощного контрудара не получилось. 10 и 11 ноября 1941 года части 29-й кавалерийской дивизии вели тяжелые боевые действия в районе  Троекурово, Покровское, Стрешнево, Карцево, Крюковки. В результате этих боевых действий дивизия попала в окружение и потеряла большую часть личного состава, лошадей и вооружения. Остатки дивизии с трудом пробились в район Алексеевское, и начали отходить в направлении Ефремова. Из боя вышли всего лишь 400 бойцов.
Более «благосклонной» оказалась судьба к остальным дивизиям, сформированным на курской земле в страшном 1941 году. 283-я Щигровская в сорок первом сражалась под Понырями, затем на поле Куликовом, принимала участие в Курской битве, освобождала Брянщину, воевала в Белоруссии, Польше и восточной Пруссии. Как особо отличившаяся дивизия, получила право именоваться Гомельской. В составе войск 41-го стрелкового корпуса участвовала в ликвидации франкфуртской группировки противника, а затем штурмовала Берлин…
276-я Обоянская в 1941 году встретилась с врагом в Крыму, держала оборону Арабатской стрелки и Перекопа, после переформирования в Грузии в 1942 году действовала в составе Северной группы войск Закавказского фронта, принимала участие в Новороссийско-Таманской наступательной операции 1943 года, за что получила наименование – Темрюкская.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...