Курские находки и потери
Свежий номер: 26 марта 2024 (4962)
тираж номера: 2509 экз.
Архив номеров
USD 77.17
EUR 77.17
Версия для слабовидящих
Электронная копия газеты Оформить подписку
16+
Курские находки и потери


Наверняка каждый знает про Янтарную комнату, легендарную библиотеку Ивана Грозного, Ковчег Завета или Святой Грааль,  которые, как считается, бесследно пропали . Но мало кто помнит об утратах в истории своего края. На этот раз осмотрим чудо техники XX века и проследим за украденными сокровищами    
«ГИ» уже рассказывали о таинственных кладах, утраченных деревьях и пропавших памятниках. Продолжаем разбираться в исчезновении артефактов, известных и не очень, в истории Курска.

Продолжение. Начало в №45 от 14.04, в №76 от 25.06.2020 г.
Чудо-ветряк и утраченные чертежи
Большую металлическую конструкцию со странными лопастями видно с разных точек Курска. Самые любопытные знают, что это легендарный «ветряк» Уфимцева. Памятник инженерной мысли курянина-изобретателя Анатолия Георгиевича Уфимцева. Но почему сейчас это всего лишь памятник? Ведь если подумать, такая машина могла бы работать на энергии ветров и сейчас, обеспечивая бесплатным электричеством областной центр развития творчества детей и юношества, к которому теперь относится территория с установленной в начале века ветроэлектростанцией.
Одним из аргументов, объясняющих причины простаивания станции, называют потерянные в суматохе времен чертежи и другие документы о генераторе. Так ли это на самом деле? В 3-м издании Советской энциклопедии, в статье о ветроэлектрических станциях, говорится, что Курск стал первым городом в мире, который обзавелся станцией с максимальной мощностью в 8 киловатт или в переводе на другую единицу мощности почти в 11 лошадиных сил. Анатолий Григорьевич пытался реализовать идею  «ветряка» сразу же после Октябрьской революции. Но только в 1921 году вместе с ученым-механиком будущим академиком Владимиром Ветчинкиным и при поддержке основоположника аэродинамики Николая Жуковского проект начали медленно, но верно воплощать в жизнь. В осуществлении дерзкой идеи приручения ветра помогали еще несколько мастеров и механиков. Открытие произошло еще до Великой Отечественной войны. Уже более 90 лет башня высится над курскими холмами, но получается, работала она только при открытии?
Сила ветра помогала  освещать дом изобретателя, фонари на улице Семеновской и двигать станки в мастерской Уфимцева. Имелись  официальные патенты на станцию и ее различные механизмы. В печати неоднократно сообщалось, что станция прекратила работу после смерти ее создателя в 1936 году. Якобы при оккупации Курска в 1941-1943 годах нацисты, очень заинтересованные в обеспечении током своей мастерской, размещенной в усадьбе Уфимцева, пытались запустить ветрогенератор, но все без толку.
Хотя есть и другие сведения, по которым электростанция не останавливалась и во время войны, с пробитыми пулями лопастями. В трудные годы восстановления Курска из руин «ветряк» также работал, и это чудо, потому как документация по нему была уже утеряна. Когда это произошло и все ли пропало бесследно? Одни грешат на беспорядок еще в конце 30-х годов, другие резонно винят войну и оккупантов.  Но факт остается фактом – техническая инновация Уфимцева остановилась окончательно в 1957 году. Именно тогда в ходе ремонта было обнаружено, что заменить необходимые детали не представляется возможным из-за отсутствия чертежей.
Уже в нулевые годы XX века ветроэлектростанция фактически начала разваливаться на части. Дом Уфимцева, а также «ветряк» в настоящее время – это объект культурного наследия для всей России, хотя стоит признать, что неофициально это наследие и для всего мира. Что проблему «затухшего» изобретения не решает. После самой масштабной реконструкции в 2016 году остался важный, но все-таки косметический эффект.
Сейчас, в случае запуска, чудо-техника не даст большой мощности, и ее эксплуатация будет носить лишь ознакомительный и развлекательный характер. Починка, учитывая тысячи подобных генераторов по всему миру, явно не тянет на загадку, с которой не справиться без старых чертежей. Скорее причина в отсутствии времени, мотивации и финансов или лицензированных специалистов для такого ремонта. А может быть дело в высоком статусе памятника федерального значения – скажем, вы захотите поменять пару деталей для запуска «ветряка», потом понадобится еще кое-что заменить. В какой момент выяснится, что это уже не тот «ветряк», который сделал Уфимцев с единомышленниками?
Мародеры Розенберга
В войну пострадали не только архивы таких выдающихся курян, как Анатолий Уфимцев. Куда страшнее выглядят разграбленные оккупантами галереи, музеи и библиотеки. Тема грабежа культурных ценностей в Курске нацистами до сих пор мало изучена. Стоит разобраться, что вкратце известно на сегодняшний  день об утраченных артефактах.
Сразу отметим: такого масштабного и целенаправленного хищения не было за всю историю России. Еще в начале Второй мировой войны немцы организовали специальные отряды для изъятия всего самого любопытного и ценного. Высокие чины нацистской Германии были заядлыми ценителями искусства и коллекционерами. При быстром продвижении вермахта по территории СССР в первые месяцы войны организовали несколько этапов эвакуации из области.  Кроме людей и промышленного имущества,  была перемещена и часть культурных ценностей Курска. В Удмуртию отправился не один состав с отобранными книгами библиотеки №1. В самом городе местные библиотекари защищали собрания от расхищения. Но из-за стремительности событий на фронте часть ценностей осталась в областном центре.
Курская картинная галерея тогда находилась в здании Сергиево-Казанского собора на улице Горького, краеведческий музей там же, где и сейчас, а ценные книги были как в официальных библиотеках, так и в частных руках. Летом 1941 года на захваченной территории Советского Союза появились сотрудники так называемого «Оперативного штаба». В Берлине находился непосредственный начальник разнообразных подразделений штаба Альфред Розенберг. В штаб входили две большие группы. «Остланд», которая вычищала ценности из прибалтийских стран, и группа «Украина». Те, кто нагло грабил Курск, относились к последней.
«Украина» была создана только в начале октября 1941 года. Основной точкой, куда собирались награбленные сокровища, стал город Киев. Кроме групп Розенберга, действовали еще и зондеркоманды Кюнсберга, промышлявшие везде, но особенно в северо-западных районах СССР.  Стоит еще добавить сюда группу, вокруг которой и поныне висит мистический ореол. Это организация «Аненэрбе». Главной ее целью были археологические артефакты. Отдельно специалистов «Аненэрбе» интересовали находки, обосновывающие права немцев на захваченные земли.
В Центральном государственном архиве высших органов власти и управления Украины до сих пор хранятся уникальные документы, подтверждающие существование обширной грабительской сети, конфискации и вывоза грузов, в частности, из Курска, сначала в Украину, а затем в Германию. Более того в «Оперативный штаб» рейхсляйтера входила отдельная  группа под названием «Курск», что прямо говорит о целенаправленной работе штаба в нашем городе. Судя по всему Курск стал еще и узловой точкой, куда транзитом шли культурные ценности. Размеры изъятия таких групп поражают. К примеру, из 1 миллиона 355 тысяч единиц хранения в библиотеках области ко времени полного освобождения всех курских районов осталось около 300 тысяч книг.
Ко времени оккупации города в бывшем соборе на улице Горького, 27, были размещены особые тайники. Коллекция курской галереи возникла еще в начале XX века, потом пополнилась за счет реквизированных объектов искусства из частных собраний после 1917 года. Хорошо известно, что в ней были произведения русской, западноевропейской живописи и полотна местных художников. Еще с 1938 года в городе работал знаменитый искусствовед Стефан Таранушенко в должности старшего научного сотрудника галереи.  Стефан Андреевич живо интересовался не только высоким искусством, но и народными промыслами, иконописью, жилищами и бытом украинцев и русских. Также с точностью можно сказать, что именно Таранушенко и директор галереи Крауклис организовали вывоз части художественных ценностей в Башкортостан. Но вывезти все так и не удалось.
Что же произошло с остатками коллекции? Таранушенко лично занялся подготовкой уже упоминавшихся тайников в соборе. Какое-то время удавалось обводить нацистов вокруг пальца. Но неожиданно тайник кто-то выдал, и картины по воспоминаниям очевидца были разделены: одни – для вывоза в Германию, другие решено было оставить для услады глаз оккупантов.
В краеведческом музее положение было не лучше. Почти все имущество эвакуировали вслед за пединститутом в удмуртский городок Сарапул. Другая часть была спрятана в семи больших ящиках и зарыта в подвале музея. В феврале 1942 года музей был открыт. И тут всплывает интересный момент. Оккупационные власти начали открывать для публики музейные экспозиции, библиотеки, кинотеатры, церкви и другие культурные и духовные учреждения. Это был ловкий план по приручению местного населения и обогащению  досуга захватчиков. Но все же не во все учреждения был доступ для местных. Кое-где были  прикреплены таблички, гласящие, что посещение разрешено только для немцев. Весной сотрудники музея перевезли в свое учреждение около 500 картин, найденных в тайниках Сергиево-Казанского собора. Еще интересная параллель связана с переносом вещей и архива из музея Уфимцева. Не тогда ли были потеряны важные чертежи  «ветряка»?
В это же время музей подвергался нескольким грабительским налетам солдат из частей венгерской армии, также расквартированных в Курске. В половине случаев похищенное удавалось вернуть. Но целый архив фотонегативов погиб тогда безвозвратно. Ко всем бедам музейщики регулярно вынуждены были отдавать работникам немецкой комендатуры отдельные картины для служебных помещений. В итоге было выдано до 80 картин, но как писал директор музея Черменский «из фонда второго сорта».  Половину удалась потом вернуть, а вот три десятка на момент освобождения Курска так и не нашлись. Не были возвращены такие картины как «Спящая Венера», «Битва Игоря с половцами», «Эгмонт перед казнью», картина «Лес», «Цветы» и другие. В денежном плане нанесен ущерб в размере приблизительно 20000 рублей, уничтожены произведения на сумму 10000 рублей. Урон зданию был оценен в полмиллиона рублей. Все вышеописанное не вызывает сомнения, что неизвестная часть курских сокровищ вывезена за пределы не только России, но и тогдашних границ СССР. Вполне возможно, картины до сих пор мирно висят на стенах у частных владельцев, а книги и другие ценности являются частью коллекций, которые вряд ли когда-то станут публичными. Не стоит сбрасывать со счетов и случайную гибель или уничтожение артефактов в те дни, когда противники в ужасе бежали на запад.
Яков БОНДАРЕВ.
Возвращаясь к напечатанному
В выпуске №76 «Городских известий» была опубликована история о пропавших знаменах курских дружинников, которые участвовали в Крымской войне в середине XIX века. На днях стало известно, что эти знамена значатся в реестрах Курского областного краеведческого музея. Они поступили в музей после войны в 1948 году и ныне нуждаются в реставрации, ибо находятся в крайне плохом состоянии. Выражаю благодарность за помощь при подготовке материала старшему научному сотруднику отдела истории ОБУК «Курский областной краеведческий музей» Виктору Исаевичу Скляруку и научному сотруднику этого отдела  Алексею Игоревичу Чубарову.
  • Комментарии
Загрузка комментариев...